|
|
N°111, 28 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посланные выше
Юрий Лужков распорядился строить небоскребы с национальным колоритом
Столичные небоскребы, строительство которых предусмотрено городской программой «Новое кольцо Москвы», растут как грибы, в то время как городские власти до сих пор не могут разобраться в том, кто, как и по каким правилам должен их строить. Проблемы, возникшие при строительстве высотных зданий, были вынесены на вчерашнее заседание правительства Москвы.
Выступавший с докладом заместитель главы департамента градостроительной политики мэрии Александр Косован напомнил, что в Москве до 2015 года предстоит построить более 60 высотных многофункциональных комплексов, совмещающих в себе офисные, жилые и гостиничные помещения. Правда, по его словам, лишь одна высотка -- комплекс «Эдельвейс» -- уже введена в эксплуатацию, еще три находятся в стадии строительства. Остальные существуют только на бумаге, да и то не все: по пяти объектам уже согласованы инвестиционные контракты, на 21 башню уже готова проектная документация, еще восемь небоскребов проектируются.
По словам чиновника, главной проблемой сегодня является отсутствие необходимой законодательной базы по строительству столь сложных объектов, а также градостроительного надзора за строящимися высотками. Напомнив, что федеральный центр недавно отобрал у регионов функции надзора за строительством и эксплуатацией «особо опасных, технически сложных и уникальных объектов», г-н Косован заявил, что из-за отсутствия компетентных специалистов «федералы» до сих пор не разработали необходимую документацию. В результате столице приходится решать эту проблему самостоятельно, на свой страх и риск: в городе создан комитет технического надзора и утверждены временные нормативы высотного строительства. Впрочем, Александр Косован надеется, что строительные нормы и правила, разработанные Москвой совместно со специалистами из США, Канады и Японии, лягут в основу будущих федеральных СНИПов. Чиновник также отметил, что непродуманная отмена лицензирования строительных компаний с 1 января будущего года может привести к снижению качества строительства уникальных объектов. Рассуждения об инертности и непрофессионализме федеральных законодателей горячо поддержали глава Москомархитектуры Александр Кузьмин и депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, предложивший немедленно инициировать поправки в Градостроительный кодекс РФ.
Столичные чиновники ругали бы центральную власть и дальше, но эту градостроительную идиллию неожиданно нарушил прокурор Москвы Анатолий Зуев, который к вечеру, как выяснилось, уже потерял свой пост. Он поинтересовался, сколько в городе длиннострелочных пожарных машин и почему в проекте постановления правительства, утверждающего планы высотного строительства на два года, нет ни слова о безопасности. После небольшого замешательства Александр Косован сообщил, что максимальная высота пожарной лестницы составляет 70 метров. Из этого ответа, очевидно, следовало, что количество таких машин роли не играет, так как любое из перечисленных в программе зданий в несколько раз выше. Кроме того, по словам чиновника, сама возможность эвакуации жителей с 60-го этажа по качающейся приставной пожарной лестнице вызывает сомнения. «Как вы себе это представляете?» -- задал встречный вопрос г-н Косован. Однако прокурор Москвы привык задавать вопросы, а не отвечать на них, поэтому слово пришлось взять главе Москомархитектуры Александру Кузьмину, по словам которого, вопросы безопасности в небоскребах должны решаться совершенно иначе, нежели в обычных домах. «Необходимо предусмотреть незадымляемые лестницы, разделение здания по вертикали и так далее», -- пояснил главный архитектор столицы, заверив, что при проектировании высоток ведутся постоянные консультации с пожарными и спецслужбами. Правда, отметив, что в этом направлении «есть определенные наработки», г-н Кузьмин дал понять, что специалисты ГОЧС тоже пока не знают, как эвакуировать людей с верхних этажей.
Но все эти проблемы, с которыми сегодня сталкиваются столичный стройкомплекс и инвесторы, а в перспективе столкнутся покупатели квартир или офисов в небоскребах, ни на минуту не поколебали решимости мэра Юрия Лужкова, испытывающего, похоже, прилив энтузиазма при слове «кольцо». Градоначальник сурово потребовал разработать меры, обеспечивающие защиту обитателей высоток от терактов, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, а заодно -- оснастить спецслужбы средствами для оперативного спасения людей. Архитекторам при разработке проектов будущих домов он поручил позаботиться о национальном колорите. «Нельзя в Москву переносить безликую архитектуру высоток. Во многих местах в мире строительство небоскребов из стекла и бетона отменило национальную архитектуру», -- заявил г-н Лужков, призвав не повторять ошибок строителей ныне снесенного «Интуриста». Главную цель проекта мэр Москвы сформулировал более чем амбициозно: «Мы должны создать свою ветвь школы высотного строительства».
Александр ГУДКОВ