|
|
N°192, 18 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тормоза придумали трусы
Продажа новых иномарок в России бурно растет
В России взрыв покупательского спроса на новые автомобили иностранного производства. За девять месяцев этого года через представительства и официальных дилеров крупнейшие мировые производители продали в 2,5 раза больше иномарок, чем за тот же период прошлого. Совокупный объем продаж иностранных автомобилей 16 марок за три квартала составил 31 111 штук против 12 942 за аналогичный период 2000 года.
И это вовсе не общемировая тенденция. Скорее наоборот. В странах, где дети рождаются с ключом зажигания в руке, -- вроде США и государств Западной Европы -- продажи новых автомобилей на протяжении 2001 года неуклонно снижаются.
Крупнейшие мировые производители радуются уже тому, что падение объема продаж составило 8,7%, а не 17%, как это предсказывали аналитики (так случилось, например, в сентябре с совокупным объемом продаж новых машин в США, сообщает агентство Bloomberg). Дело дошло до того, что вся американская большая тройка -- General Motors, Ford Motor Co. и DaimlerChrysler AG, -- пытаясь заполнить опустевшие залы автосалонов, предложила покупателям из США беспроцентные кредиты на покупку автомобилей.
В Западной Европе дела обстоят чуть лучше, но лишь в том смысле, что масштабы падения продаж автомобилей скромнее. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, за девять месяцев этого года реализация новых машин упала на 0,5% -- до 11,6 млн штук.
Конечно, абсолютные цифры продаж новых автомобилей в России и, например, США сопоставлять сейчас невозможно: разница -- в несколько порядков. Но тенденция бурного роста продаж автомобилей в России, причем не только новых иномарок, но и новых автомобилей отечественного производства (см. справку на стр. 5), налицо.
Что случилось? Почему вдруг россияне бросились покупать новые автомобили?
Наиболее рациональным объяснением взрывного роста спроса на новые иномарки могло бы быть развитие в России различных кредитных схем: продажи автомобилей в рассрочку гражданам, внедрение системы лизинга для юрлиц. За последние пару лет работу в этом направлении начали практически все ведущие мировые компании.
Однако компании -- лидеры продаж эту версию не подтверждают. «Сегодня в России банковские ставки слишком высоки: 15--18%, -- говорит Андрей Дорофеев, представитель Mitsubishi в России, -- и поэтому всего 1--2% клиентов покупают наш автомобиль в кредит. Программа кредитования практически не влияет на объемы продаж нашей марки». Среди покупателей автомобилей Nissan (один из лидеров продаж среди новых иномарок), по словам Елены Копзевой, консультанта по вопросам кредитования и страхования компании, одного из дилеров Nissan, доля тех, кто взял кредит, тоже невелика -- всего 1%.
«Банки редко соглашаются кредитовать клиентов, так как им нужны стопроцентные гарантии платежеспособности, подтвердить которую официально клиент не всегда может», -- добавляет Антон Козлов, руководитель отдела продаж одного из дилеров Toyota.
Почти все опрошенные газетой представители иностранных автопроизводителей главной причиной бурного роста продаж новых иномарок назвали улучшение благосостояния населения.
«В стране появились деньги», -- говорит Николай Ермаков из представительства японской компании Nissan. «Улучшилось положение среднего класса. Финансовая ситуация в стране стабилизируется», -- в один голос твердят представители Volvo, Mitsubishi и Honda.
В качестве дополнительных причин повышения покупательской активности компании называют изменение некоторых законодательных норм. «С 2001 года отменен 25-процентный налог на покупку автомобиля юридическим лицом, и это облегчило жизнь корпоративных клиентов», -- говорит Николай Ермаков. А Валерий Тараканов из компании «Рольф холдинг» (дистрибьютор Mitsubishi) добавляет, что помимо прочего «в этом году заработал упрощенный порядок таможенного оформления автомобиля официальными импортерами и одновременно справедливо ужесточен порядок контроля таможенной стоимости машин при ввозе «теневыми фирмами».
Рост продаж новых иномарок в России оказался столь велик, что компании-производители стали пересматривать свои прогнозы продаж на текущий и следующий год.
Так, Оксана Вершинина из представительства Citroen говорит: «Если объем продаж автомобиля Citroen в прошлом году составил лишь около 275 штук, в этом году уже должны продать около 1000, хотя первоначально планировалось только 700 машин. А в 2002 году мы рассчитываем как минимум удвоить этот результат».
Mitsubishi в этом году собирается реализовать около 6 тыс. автомобилей против 3836 машин в 2000 году. По словам Яна Доризона из представительства французской Renault, до конца нынешнего года они собираются продать около 5 тыс. автомобилей против 3002 в прошлом.
И если они правы, то настоящий бум автомобильных продаж в России впереди.
Российские производители в январе--августе 2001 года увеличили продажи легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2000-го на 3,4% -- до 680 682 штук.
По данным «Автосельхозмашхолдинга», «АвтоВАЗ» реализовал 517 тыс. 84 автомобиля (на 8,8% выше аналогичного показателя 2000 года), ГАЗ -- 54 844 легковых автомобиля (падение на 34,7%), «Ижмаш-Авто» -- 18 199 (рост в 4,04 раза), КамАЗ -- 24 737 (на 14,4% выше), УАЗ -- 21 463 (на 19,8% ниже), СеАЗ -- 12 563 (на 18,1% выше).
Майя КВАСКОВА