|
|
N°111, 28 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ушли на базу
В России резко сократилось количество индивидуальных предпринимателей
За два года в стране практически в два раза сократилось количество индивидуальных предпринимателей. Как уверяют чиновники, в сокращении числа частных предпринимателей нет ничего страшного: многие в свое время просто не стали перерегистрироваться. Сами же предприниматели говорят, что тенденция не столь безобидна.
По данным Федеральной налоговой службы, на 1 июня 2006 года в стране зарегистрировано 2,77 млн индивидуальных предпринимателей. Среди тех, кто утратил право на ведение предпринимательской деятельности, большая часть просто не возобновила свидетельство о регистрации. Правда, 622 тыс. человек из перерегистрировавшихся впоследствии приняли решение о прекращении деятельности. В связи со смертью прекратили предпринимательскую деятельность 8,5 тыс. человек, в связи с банкротством -- 109 человек. Еще 18 человек были лишены права заниматься предпринимательством по решению суда. В России действует также 76 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, из которых 33 были зарегистрированы иностранными гражданами, 17 -- лицами без гражданства, остальные -- российскими гражданами.
Еще в конце 2003 года в России было зарегистрировано около 4,8 млн индивидуальных предпринимателей. Эта цифра тогда широко обсуждалась в связи с тем, что в течение следующего года все предприниматели без образования юридического лица должны были перерегистрироваться для внесения обновленных данных в Единый реестр индивидуальных предпринимателей. Точно по такой же схеме годом ранее заставили перерегистрироваться юридических лиц. Выполнение этого условия становилось обязательным для продолжения работы. В противном случае свидетельство о регистрации предпринимателя становилось недействительным.
Такое условие государство поставило для того, чтобы «вычистить» с рынка неработающие фирмы и тех предпринимателей, которые, зарегистрировавшись однажды, решили не продолжать бизнес. В стране к тому времени таковых накопилось немалое количество, ведь, чтобы аннулировать свидетельство о регистрации, требовалось также отстоять немалые очереди.
Практика автоматического аннулирования свидетельств о регистрации частных предпринимателей общепринята в западных странах. Как признавался тогда один из высокопоставленных чиновников налогового ведомства, идея перерегистрировать все фирмы и «индивидуалов» хотя на первый взгляд выглядела угрожающей, но несла в себе некую социальную составляющую: «если не получился бизнес, зачем мучиться с ликвидацией?».
В соответствии с этим тезисом «не мучиться» решила почти половина предпринимателей, ведущих частный бизнес. Как и прогнозировали налоговики, на перерегистрацию пришло чуть менее половины ПБОЮЛов. Остальные, видимо, забросили свой бизнес либо просто забыли о том, что когда-то, в середине 90-х, оформляли документы на то, чтобы заняться торговлей в палатке или модным некогда сетевым маркетингом.
В этой связи настораживает тезис налоговиков о том, что «не получился бизнес», говорят в общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Число предпринимателей в общем количестве населения в стране и так очень невелико. И если половина из них решила, что бизнес в России вести невыгодно, это нехороший сигнал для государства.
Ирина СКЛЯРОВА