|
|
N°110, 27 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что русскому хорошо, то немцу -- смерть
В Германии застрелен культовый медведь
Бруно мертв. Вчера утром в Германии и Австрии в течение нескольких часов это известие было главным в рейтинге новостей. Сообщение об убийстве в Баварии двухлетнего бурого медведя под регистрационным кодом JJ1, которого немцы прозвали Бруно, в информационном потоке оттеснило на задний план даже правительственные дискуссии о реформе здравоохранения, а также горячо обсуждаемую цитату, брошенную на днях социал-демократом Петером Струком, который вдруг изрек в бундестаге: «Все-таки Герхард Шредер был бы лучшим канцлером, чем Ангела Меркель».
Сейчас немцам ни до того, ни до другого. Вчера в 4 часа 50 минут утра в Баварских Альпах прогремел выстрел, унесший жизнь косолапого существа, успевшего стать культовой фигурой. Впервые за последние 170 лет медведь пересек границу Германии и попытался зажить своей дикой медвежьей жизнью. Газета «Время новостей» уже рассказывала о нелегкой судьбе Бруно. В двух словах лишь напомним, что родители Бруно -- мать Юрка и отец Хосе -- были завезены в природный парк «Адамелло Бренто» в рамках проекта по восстановлению фауны. С Юркой произошла воспитательная промашка. Ей не были привиты навыки добывания себе пищи путем охоты на диких зверей. Так она пристрастилась к ночным набегам на крестьянские дворы, где воровала все съедобное, что попадалось ей под горячую лапу: домашнюю птицу и, понятно, мед из ульев. Те же далеко не благородные манеры медведица привила и своему потомству -- близнецам, получившим кодовые клички по начальным буквам имен своих родителей: JJ1 и JJ2.
Последнего, как полагают, несанкционированно застрелили прошлой осенью где-то в Швейцарии. JJ1, он же Бруно, несколько последних недель пытались поймать самыми невероятными и изощренными способами. Поначалу «зеленые» и сочувствующие им общественники требовали изловить зверя, исправить допущенные пробелы в его воспитании, а затем снова выпустить в дикую природу. Более умеренные соглашались на пожизненное заключение Бруно в Мюнхенском зоопарке. Так или иначе, согласно социологическим опросам, в конце прошлой недели 69% немцев требовали сохранить медведю его молодую жизнь.
Как ее только не сохраняли! Поначалу устраивали засады на месте его ночных оргий. Когда из этого ничего не вышло, пригласили из Финляндии экспертов-охотников по медведям со специально натасканными на поимку косолапых собаками. В Баварии тем и другим пришлось расписаться в полной несостоятельности и отправиться домой. И вот тогда немцы решили применить в борьбе с медвежьим интеллектом свое чудо-оружие. За неуловимым Бруно гонялись по Баварским Альпам с «горячей медведицей», в задачи которой входило привлечь забегавшегося медведя-дикаря полным набором дамских прелестей. Все это оказалось пустым занятием. «Наш медведь охоч до овец и меда, а не медведиц», -- позорно констатировал официальный представитель баварского министерства охраны окружающей среды 21 июня.
В конце прошлой недели перед лицом потенциальной опасности Бруно для людей, а также полной бесперспективности дальнейших попыток поймать его живьем баварские власти дали лицензию на отстрел зверя. В ночь на понедельник лицензия вступила в законную силу, и уже спустя несколько часов Бруно не стало. «Бруно был бунтарем, мятежником, и это делало его популярным в народе, -- писал вчера в своем актуальном комментарии, больше похожем на некролог, еженедельник «Штерн». -- Бруно любили массы, его боялись правители. Трагический современный герой. Поэтому представляется разумным, что молодежь из обществ охраны природы намерена публиковать некрологи в печати». Скорбь автора актуальных строк, глубоко впечатленного вчерашней альпийской трагедией, однако, скоро перерастает в гнев по отношению к охотнику, произведшему смертельный выстрел: «Что станет с тем стрелком-убийцей, который безвременно прервал эту молодую жизнь? До сих пор он предпочитает скрываться и молчать -- это с его стороны умное решение. В баварский союз охотников уже начали поступать угрозы убийства его самого»...
Католическая церковь, идя в ногу с передовыми слоями общества, заблаговременно включилась в борьбу за сохранение жизни незадачливому медведю. В выпущенном еще в мае специальном пресс-релизе, подписанном спикером архиепископского ординариата в Мюнхене Винфридом Ремелем, говорится: «Папа Римский включением изображения медведя в свой герб своим высоким званием закрепил медведю право на родину в Баварии». И на самом деле еще 28 апреля орган Святого Престола газета «Оссерваторе Романо» опубликовала новый герб Папы Римского Бенедикта XVI, в котором изображен медведь.
Вес авторитета Папы-баварца оказался для местных властей, как видно, недостаточным. Равно как и назидательная история местного средневекового епископа -- святого Корбиниана. Суть этой помещенной в пресс-релизе притчи буквально в двух словах сводится к нижеследующему. В VIII веке епископ Корбиниан проповедовал христианство в Баварии, и с тех пор считается духовным отцом этой немецкой земли. Однажды, когда прелат через Альпы совершал путешествие в Рим, на ночной стоянке медведь загрыз его вьючное животное. На это святой Корбиниан велел своему слуге наказать косолапого. По-нашему вроде как примерно отшлепать его по филейным частям кнутом. После этой испытанной веками межконфессиональной воспитательной меры медведь стал словно шелковый. Тогда Корбиниан приказал медведю сопровождать его в Рим и самому вместо съеденной им лошади тащить на своей спине груз в Вечный город. После прибытия на место назначения прелат отпустил медведя на волю, и тот вернулся в Баварию. Этот глубокий экскурс в историю родного края оказался для властей неубедительным. Все хорошие слова местных католиков о медведях оказались гласом вопиющего в Альпах.
Теперь наступил звездный час для колких высказываний президента Германского объединения защиты природы Хуберта Вайнцирля. «В странах вокруг Германии медведь живет мирно с населением, -- заявил он в своей реакции, еще когда была выдана лицензия на отстрел Бруно. -- Мы же немедленно прибегаем к этому типичному немецкому решению и становимся посмешищем для всего мира». И призвал медведей всего мира обходить Баварию стороной.
Юрий ШПАКОВ, Берлин