|
|
N°110, 27 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В оппозиции к тотальности
Сегодня последний день работы VII Медиафорума
Знакомящий публику с новыми видами визуальных искусств Медиафорум, как обычно, проходит в рамках Московского международного кинофестиваля. Нынешняя его программа посвящена памяти основателя форума, медиахудожника, куратора, теоретика искусств Алексея Исаева, скоропостижно скончавшегося в марте этого года. Организаторы VII форума Ольга Шишко, Константин Бохоров, Елена и Ольга Румянцевы решили реализовать последнюю идею Алексея Исаева и главной сделали придуманную им тему «Авто(Ритарность)». Как считают организаторы, в программах Медиафорума исследуются возможности художника быть в оппозиции к тотальности: «к своему материалу, к зрителю, к социуму, к власти, к времени и пространству». Ведя «риторический бой с контекстом», художник «вцепляется в щупальца власти -- медиа». «Манипуляция манипуляторами» и становится лейтмотивом творческих экспериментов.
По традиции Медиафорум состоит из конкурсной и авторских программ, представляющих новинки и классику зарубежного и отечественного медиаарта. В конкурсной программе, которую сегодня еще можно посмотреть в «Клубе на Брестской», участвуют 180 работ из разных стран Европы, Азии, Америки, Австралии в жанре видеоарта, ТВ-арта, экспериментального кино. По завершении программы состоящее наполовину из кинокритиков и кинопродюсеров (среди них Кирилл Разлогов, Григорий Либергал), наполовину же из кураторов современного искусства (среди них Иосиф Бакштейн, Ольга Лопухова) жюри сегодня же в восемь часов вечера наградит победителей конкурса обаятельным и дружелюбным призом -- скульптуркой в форме ручной гранаты. Поскольку видеоарт -- искусство межеумочное (фильм, но без сюжета, инсталляция, но движущаяся), постольку среди подавших на конкурс заявки участников много мастеров российского contemporary art. Среди них и Герман Виноградов, и Антон Литвин, и Ксения Перетрухина, и Яков Каждан, и Виктор Алимпиев, и Олег Кулик -- куда ж без него...
Начался Медиафорум программой мирового видеоарта из знаменитых киноархивов планеты (включая коллекцию Центра Жоржа Помпиду). Часовой трек звездных видеороликов подготовлен Константином Бохоровым и посвящен главной теме форума «Авто(Ритарность)». Среди разных по мастерству и выразительности творений на тему диверсии в пространстве медиа запомнился ролик основателя видеоарта Нам Джун Пайка, смонтировавшего в одно абсурдистское и при этом довольно зрелищное целое серьезные фильмы о современном искусстве и развлекательные программы. Общая бессмыслица монтажа уравняла их в правах. Еще одним хитом и символом темы нынешнего Медиафорума стал фильм 1983--1984 годов классика современного искусства Билла Виолы под названием «Обратное телевидение -- портреты зрителей». На видеокамеру снимались 44 жителя Америки, смотрящих в экраны своих телевизоров. Каждый план держится около двадцати секунд. Перед нашими глазами проходит галерея живых портретов тех, кто выбрал добровольную участь жертвы медиапропаганды. Мы оказываемся в роли невольных вуайеристов, подсматривающих за людьми в момент очень даже интимный, когда «двое в комнате -- я и телек». Как обычно у Виолы, это подсматривание погружает в таинственный медитативный транс. По тому, как люди смотрят в экран на протяжении этих двадцати секунд, мы смакуем тысячу подробностей и деталек, проговаривающихся о них самих, об их жизни и социальном положении, душевном комфорте, пристрастиях, вредных привычках. Кто-то почесывается нервно, у кого-то за спиной канарейка в клетке, кто-то сидит на выпендрежном «уорхоловском» красном диване, кто-то смотрит устало или испуганно, кто-то вызывающе, иные безразлично. Возраст «портретируемых» от 16 до 93 лет. По силе эмоционального воздействия эта видеосюита сопоставима с великим гипнозом полотна жившего в первой половине прошлого века Гранта Вуда «Американская готика».
Сергей ХАЧАТУРОВ