|
|
N°192, 18 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война и мандарины
Боевые действия волнуют граждан Абхазии меньше, чем продажа цитрусовых
В двух шагах от КПП «Псоу» -- единственного места, где можно легально перейти из Абхазии в Россию и наоборот, -- продают гранаты. Недорого, всего по 20 рублей за килограмм. Тут же предлагают хурму по 14 рублей за кило, еще неспелые мандарины -- по 20, а киви, которое уже второй год считается абхазской культурой, -- по 30.
Обстановка на посту и вокруг него спокойная. Боевые действия в Кодорском ущелье на работе КПП никак не отразились. И никаких беженцев здесь не видели.
«Какие беженцы?! -- удивляется и одновременно возмущается начальник КПП с абхазской стороны Геннадий Цвейба. -- Посмотришь по российскому телевидению новости, так сразу кажется, что стреляют по всей Абхазии, а на самом деле локальные бои идут далеко отсюда, в горах, в малонаселенной местности. Нынешняя ситуация тревоги не вызывает...»
«Даже в Сухуми никто не переживает, -- вдруг набрасывается на меня женщина, толкающая к границе тачку с коробками, полными хурмы. -- Только вы, журналисты, все нагнетаете! А у нас люди по вечерам в кафе сидят. Из санаториев никто не уезжает. У нас сейчас другая проблема -- хурму продать, потом мандарины. Ведь только этим живем».
Из здравниц Абхазии действительно никто не уехал. На прошлой неделе в Сочи прошло совещание -- обсуждались меры, которые придется предпринять властям и правоохранительным органам, если через границу разом двинутся люди, проводящие свой отпуск в санаториях и пансионатах Гагры, Пицунды, Нового Афона и Сухуми. Таких «смельчаков», как выяснилось, около 10 тысяч, в том числе 6 тысяч россиян. Но пока ничего экстренного делать не пришлось -- люди продолжают отдыхать.
Российские пограничники тоже не испытывают большой тревоги. А сообщения о том, что банда, проникшая в Абхазию, намеревалась дойти до Сочи и захватить на территории крупнейшего российского курорта какой-то объект и заложников, они называют абсолютной чушью. Боевики не могут не знать, что Сочи, граничащий с Абхазией, отделен от нее не условной чертой, а государственной границей.
Этот отрезок российских рубежей называют абхазским участком государственной границы России с Грузией. В Сочи говорят короче -- «граница с Абхазией». Грузия, как известно, эту границу не контролирует. А взаимодействие с абхазской пограничной охраной у Сочинского погранотряда налажено четкое. На то, что Абхазия никем не признана как независимое государство, сочинские пограничники внимания не обращают -- им не до политики.
Тянется эта граница по реке Псоу от Черного моря до вершин Главного Кавказского хребта. Ее стерегут пять застав. Все как положено -- наблюдательные вышки, колючая проволока, контрольно-следовая полоса, специальные средства обнаружения нарушителей. В горах постоянно находятся в дозоре усиленные наряды, а сверху местность регулярно осматривается с вертолетов. Мышь, конечно, проскочит, а группа вооруженных боевиков вряд ли. Кстати, единственное место, где эту границу разрешено пересекать, -- КПП «Псоу» на Новороссийско-Сухумском шоссе. Попытки перебраться через границу где-нибудь еще могут быть пресечены огнем на поражение.
От Кодорского ущелья до сочинских окраин по прямой около 120 километров, по тропам -- порядка 200. Преодолевать эти две сотни верст боевикам пришлось бы с боями. Поэтому их целью, как это уже очевидно, было преодоление другого участка российской границы -- того, что отделяет Карачаево-Черкесию. Он находится в конце ущелья, как бы запирает его с севера.
В связи с событиями в Абхазии российская граница теперь охраняется усиленно. Но, конечно, не укрепление противоположного рубежа вселяет в абхазских граждан спокойствие. На прошлой неделе, в ночь на четверг, через КПП «Псоу» из России в Абхазию прошла колонна грузовиков. Уже на следующий день вся Абхазия знала, что в Гудауту, на военную базу, перебросили десантников из бригады, дислоцированной в Новороссийске. Это, как считают в Абхазии, уже серьезная гарантия того, что «заклятые» друзья-грузины не отважатся на крупномасштабные боевые действия. А к мелким стычкам в республике давно привыкли.
Игорь ГЛАНИН, Сочи