Время новостей
     N°109, 26 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2006
"Восторжествовал средний вариант"
Газета "Время новостей" решила узнать у политиков и политологов, зачем президенту понадобилось менять местами министра юстиции и генерального прокурора.

"Произошедшие перестановки пойдут на пользу стране в деле развития демократии"

Владимир ПЕХТИН, вице-спикер Госдумы, заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:

-- Назначение на пост главы Минюста России Владимира Устинова было ожидаемым. Ведь, как мы помним, после его отставки с поста генпрокурора России президент сообщил, что г-н Устинов останется на государственной службе на равнозначной должности. И это логично: Владимир Устинов -- профессионал высокого класса, за шесть лет своей работы в должности генпрокурора он сделал многое для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека. Кроме этого именно при Устинове Генпрокуратура вышла на новый уровень работы, была обеспечена прозрачность ее деятельности. Когда Петр Первый формировал органы прокуратуры, он ставил задачу уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония. Все эти вопросы не менее актуальны и на сегодняшний день. Я уверен, что и произошедшие перестановки в органах власти пойдут на пользу стране, в том числе в деле развития демократии.

"Генпрокуратура уже не будет такой ударной силой"

Алексей МИТРОФАНОВ, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат фракции ЛДПР:

-- Я думаю, что президент выполнил свое обязательство о том, что Устинов должен получить равнозначную должность. Конечно же понятно, что Генпрокуратура была ударной силой в отстаивании интересов государства. В этом смысле Устинов передвигается в несколько другую сферу. И абсолютно понятно, что Генпрокуратура сейчас тоже уже не будет такой ударной силой.

"Для бывшего генпрокурора это понижение в карьере"

Виктор ИЛЮХИН, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, депутат фракции КПРФ:

-- Я считаю, что для бывшего генпрокурора Устинова переход на должность главы Минюста -- понижение в карьере. Не думаю, что функции этого министерства будут усилены. Просто Устинову нашли место, потому что достаточно много он сделал для президента -- заставил олигархов присягнуть на веру, удачно работал на выборах против оппонентов партии власти. Вероятно, к Устинову были претензии в плане того, что он, как выражались в аппарате президента, допускал слишком большую прыть, ретивость в связи с возбуждением уголовных дел крупных должностных лиц -- как правило, членов «Единой России». Вместе с тем, я полагаю, и Чайка, и Устинов сделали для себя выводы из этой рокировки, и теперь оба не будут делать такие публичные резкие заявления, которые еще недавно делал бывший генпрокурор.

"В этой рокировочке видна ельцинская школа"

Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко», депутат Мосгордумы:

-- В этой рокировочке видна ельцинская школа. Сразу становится ясно, чьим преемником является нынешний президент. Только совершенно непонятно, если были основания сделать вывод о невозможности Устинова работать в прокуратуре, почему он должен быть хорошим министром юстиции? Я думаю, что это какие-то внутриаппаратные клановые разборки, схватка бульдогов под ковром, про которую никто ничего не знает. И какие бы политологи ни обсуждали эти рокировки, истинная причина запрятана глубоко и, я думаю, кроме узкого окружения президента об этом никто ничего не знает.

"Мы рабы будем сотрудничать с новым министром юстиции"

Валерий БОРЩОВ, председатель Общественного совета по вопросам уголовно-правовой системы при министре юстиции:

-- Назначение Устинова на пост министра юстиции напрямую касается нашего совета. Наш совет -- реальность, за эти три года он состоялся, имеет свои направления, свой стиль работы. У нас наладилось взаимодействие с сотрудниками уголовно-исполнительной системы по реформированию этой системы, по общественному контролю за исполнением прав человека. Как Владимир Васильевич отнесется к этому факту -- это очень важный вопрос. Отнесется ли он к нему как к серьезной общественной теме, найдет ли ее полезной, как находил Чайка? Нужна ли будет Устинову такая сила, будет ли он на нее опираться, заинтересован ли он в прозрачности деятельности уголовно-правовой системы -- а общественный совет и создавался с целью обеспечить такую прозрачность, нужна ли ему помощь правозащитников? На эти вопросы Владимир Васильевич должен дать ответ. Если он даст ответ положительный, мы рады будем с ним сотрудничать. Конечно, ему совет может показаться сложным. Ведь кто туда входит? Людмила Алексеева, Валерий Абрамкин, Андрей Бабушкин -- люди, которые, прямо скажем, представляют некоторое неудобство. Для Чайки это было нормально, и эти неудобные люди ему были нужны. То, как решится этот вопрос, если угодно, и будет лакмусовой бумажкой, показывающей, каким будет стиль работы Министерства юстиции.

"Это назначение показывает, что персонально к Устинову у президента претензии отсутствуют"

Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

-- Назначение Устинова министром юстиции сделано с целью соблюсти баланс между разными группами внутри власти. Ходили самые разные слухи, куда его определят. Был вариант, что Устинов чуть ли не Совет безопасности возглавит, с другой стороны -- его вообще отправляли за границу, в Брюссель. Восторжествовал средний вариант, который позволит Устинову уйти с высоко поднятой головой. Я думаю, что в определенном смысле силовую группу ослабили, теперь она получила компенсацию. Кроме того, это назначение показывает, что персонально к Устинову у президента претензии отсутствуют, иначе такого бы не произошло. Итак, в результате баланс интересов выравнен, а президент показал себя арбитром, способным на любые, даже самые неожиданные кадровые решения.

"Наш президент сам планирует решить вопрос о преемнике"

Максим ДИАНОВ, директор Института региональных проблем:

-- Путин обещал Устинову равноценный пост, вот и произвел рокировочку, как говорил предыдущий президент. Путин, как нормальный руководитель, старается создавать баланс между всеми группировками, которые существуют вокруг него. При усилении одной он ее ослабляет, при потере неких пунктов другой он ее приподнимает. Такие рокировки в стиле Ельцина, он вообще был гением в отношении баланса различных сил. Путин не хуже его, судя по тому, что происходит. Ведь сейчас никто не может назвать ту группировку, которая будет выдвигать преемника. Значит, наш президент сам планирует решить этот вопрос.

Записала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Отставки и назначения в Генпрокуратуре и Минюсте