Время новостей
     N°109, 26 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2006
Победила дружба
Лучшие проекты летней «АРТСтрелки»
Только что открывшаяся новая выставочная программа культурного центра «АРТСтрелка» дает хороший повод подумать о том, что умение дружить во все времена было и есть самой верной артстратегией. В галерее «АРТСтрелка projects» собрана выставка под названием «Лиза и друзья». Главной героиней ее стала известный куратор, художник, историк искусства Лиза Плавинская -- дама, словно сошедшая с полотен художников итальянского Проторенессанса, да к тому же представитель славной фамилии -- дочь мэтра московского неофициального искусства Дмитрия Плавинского.

Для этого самого неофициального искусства умение дружить было во многом критерием подлинности, синонимом качества самого творческого процесса. Вместе с куратором Александрой Рудык Елизавета попыталась воспроизвести благословенную атмосферу артдружелюбия. Собрали работы тех, кто дорог: друзей семьи Дмитрия Плавинского -- фотографов Игоря Пальмина и Вадима Гиппенрейтера, а также молодых коллег -- Кирилла Асса, Ростана Тавасиева. Занятно, что общее настроение выставки вышло элегическим. Главная тема -- пастиш, но не постмодернистский -- не в модусе безразличной пародии, а романтический -- согретый живым чувством, любовью к тому далекому времени, что ты пытаешься осмыслить как свое, личное. Потому оправданно странное на первый взгляд соседство камчатского фотопейзажа Гиппенрейтера, архитектурных фотодеталей Пальмина, космических иероглифов на полотне Дмитрия Плавинского и раскрашенных странными графическими узорами чайных пакетиков, запаянных в прозрачный резервуар Александром Бродским. Такой рождается образ интеллигентной беседы на кухне художника советского андерграунда, когда за чаем интересно было поговорить и о путешествиях на край света, и о русском космизме. Сама Лиза нарисовала реалистическую картину с каким-то ВИА семидесятых, таким, что выступали на открытых площадках в парках культуры. Манера живописи (с мутноватыми потеками и охристой гаммой) напоминает сделанные вручную афиши у советских кинотеатров и концертных залов. В итоге проект получился о трепетном и чутком переживании времени, обнаружении себя в согнутых его складках.

Эту же тему блистательно представляет лучшая выставка нынешней «АРТСтрелки» «Прогулки короля Людовика XIV», созданная фотографом Натальей Жерновской при участии художника Владислава Мамышева-Монро и Олега Цветкова. Госпожа Жерновская сфотографировала лицедея российской артсцены господина Мамышева-Монро, загримированного под Короля-Солнце Людовика XIV. Вместе со своим придворным (Олег Цветков) король прогуливается по аллеям регулярного парка на фоне волшебной рокайльной архитектуры. В париках с буклями, в парчовых камзолах, напудренный и с мушками, он прекрасен той кукольной красотой короля из сказки, что сохранила нам благодарная память детства. И эта память детства в версии Натальи Жерновской стилизована под творчество тех, кто нежных королей умел создавать лучше всего, -- под творчество мастеров общества «Мир искусства». Умнейший и образованнейший Александр Бенуа обожал вышивать изысканнейшие узоры своей собственной мифологии на тему версальской жизни Короля-Солнце. На его акварелях запечатлены последние прогулки Людовика XIV по версальскому парку. Король Бенуа развоплотился в бесплотную тень, не марионетку даже, а призрак. Это аллегория наоборот, когда наглядный образ (сам король) стал умозрительной идеей, замещает собственно функцию церемониала. Неспроста на лекциях в МГУ профессор Алленов, показывая репродукции акварелей Бенуа, помогал нам увидеть то, как позолоченные фонтанные скульптуры -- младенцы путти -- словно издеваются над бледной немочью шествующей рядом с фонтаном королевской свиты: вертясь и кувыркаясь в бассейне, сделанные из бронзы путти демонстрируют энергию человеческую, жизнерадостную и полнокровную.

У Жерновской и Монро пастиш Бенуа вышел тоже элегией и ностальгией. Фотографии обработаны вручную пастелью, и картинка словно покрыта нежно-розовой пудрой, сквозь которую мы наблюдаем чудесные видения, которые вот-вот растают, раскрошатся, исчезнут. Пудра пастели в работах Жерновской--Монро ведет себя так же, как пыль на венецианских зеркалах в эссе Иосифа Бродского. Обе хранят субстанцию времени.

Отлично, что лучший проект «АРТСтрелки» создан галереей VP Studio, стратегия которой -- талант дружелюбия. Собирая отличных современных художников (от Ольги Солдатовой до Бориса Матросова), хозяйка галереи Вера Погодина делает выставки изящные, камерные, тонкие, рассчитанные на несуетное общение и доверительную сердечность. Потому ее галерея так всеми любима и привечаема.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки