Время новостей
     N°109, 26 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2006
Обгоняя друг друга
Airbus вслед за Boeing повысил цены
Производитель авиационной техники компания Airbus, входящая в европейский авиакосмический концерн EADS, объявила о повышении цен на все виды своей продукции. Так, стоимость аэробуса-гиганта А380 возросла на 4,7%, до 295,6--316 млн долл. В 2000 году, в самом начале продаж этого будущего флагмана европейской авиаиндустрии, прейскурантная цена на него составляла 220 млн долл. Теперь дороже стали и все остальные модели этого производителя. Как заявил газете Financial Times Deutschland представитель Airbus, данный шаг планировался заблаговременно и никоим образом не связан с недавним решением концерна о переносе срока начала серийного выпуска A380. По его словам, это "обычная ежегодная корректировка цен" с учетом их развития на мировом рынке.

Такого же мнения придерживаются и эксперты. Прейскурантные цены в данном случае являются лишь ориентировочными для ведения переговоров с авиакомпаниями, отмечает Берт ван Леевен, ведущий аналитик авиаотрасли из банка DBV во Франкфурте-на-Майне, который финансирует покупку самолетов. В зависимости от итогов этих переговоров авиакомпании могут получить скидку до 30--40%.

Решение Airbus -- своего рода симметричный ответ на аналогичный шаг конкурента, американского Boeing, который еще 10 мая уведомил потенциальных покупателей о повышении прейскурантных цен на все модели самолетов. Теперь после взаимных "корректировок" самая дешевая модель европейского аэробуса -- А318, который производится в Гамбурге, -- стоит от 50,2 до 55,4 млн долл., а самый дешевый Boeing модели 737-600 -- от 47 до 55 млн долл. Цена на А320, самый популярный и самый покупаемый аэробус, выросла приблизительно на 4% и составляет теперь 63,9--69,9 млн долларов.

Между тем последние демарши руководства EADS довольно быстро стали темами для острых нападок на высший менеджмент концерна со стороны политиков. Французское государство владеет 15% акций концерна и является вторым по величине -- после DaimlerChrysler c 22,5% -- акционером EADS. Правление и наблюдательный совет концерна возглавляют по два председателя (с немецкой и французской стороны).

Огонь критики пока затронул главным образом французского главу концерна Ноэля Форжера. Политики открыто требуют его отставки. Стало известно, что Форжер продал принадлежавшие ему акции концерна накануне того, как стало известно о переносе на более поздний срок начала выпуска аэробуса А380. Курс акций EADS после этих новостей драматично покатился вниз. При этом глава правления заработал себе миллионы на заблаговременной продаже своих акций. В немецкой печати сообщается о том, что немецкие и французские органы надзора за биржевой деятельностью открыли против Форжера следственное дело по подозрению в незаконном использовании инсайдерской информации. Политики, прежде всего французские, придумывают самые изощренные наказания для нечистого на руку шефа EADS. Так, депутат парламента Николя Дюпон-Эгнан потребовал от Форжера, чтобы он снова купил те акции, которые «скинул» накануне резкого падения их курса. Таким образом, считает парламентарий, шеф EADS смог бы доказать собственную веру в будущее концерна. Кроме того, политики требуют провести парламентское расследование ситуации в EADS, концерне, являющемся "неотъемлемой частью французского наследия".

В конце прошлой недели французский министр экономики выразил свою озабоченность в связи с последними сбоями в работе авиастроителей немецкому президенту концерна Манфреду Бишофу. По сообщениям из информированных кругов, французское правительство на следующей неделе планирует представить руководству EADS "предложения", которые помогут европейским авиастроителям быстрее преодолеть трудности, вызванные сбоем в программе серийного выпуска аэробуса А380. "Речь пойдет о весьма жестком графике", -- сообщает Reuters со ссылкой на информированный источник.

Юрий ШПАКОВ, Берлин