|
|
N°108, 23 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра словами
Зачем России дефицитный бюджет
Бюджеты ближайших трех лет в России будут условно -- за вычетом доходов, которые пойдут в стабилизационный фонд, -- дефицитными. Последний раз расходы бюджета превышали доходы в России в 1998 году. Газета "Время новостей" решила узнать мнение экспертов о том, какие плюсы и минусы для российской экономики имеет возврат пусть даже к условно дефицитному государственному бюджету.
Леонид ГРИГОРЬЕВ, президент Института энергетики и финансов:
-- На самом деле предлагаемый вариант -- это не дефицитный бюджет в классическом виде. Дефицит создается за счет увода части денег в портфельные инвестиции, как бы это ни называлось. Такая форма формирования бюджета является констатацией факта, что в стране отсутствует долгосрочная инвестиционная стратегия. Но, с другой стороны, это способ дисциплинирования Министерством финансов остальной части правительства. С точки зрения повышения бюджетной дисциплины это хорошо.
Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
-- Я отрицательно отношусь к идее бюджетного дефицита, так как это приведет к росту инфляции. Мы будем продолжать стерилизовать денежную массу через стабилизационный фонд, но денежное предложение будет расти, так как предполагается покрывать дефицит за счет заимствований. По моим оценкам, порог инфляции в настоящее время не должен превышать 6%. Показатель в 11% свидетельствует о том, что через стабфонд стерилизуется недостаточно денег. Сейчас у многих возникает ощущение, что рост расходов не увеличивает темпы инфляции, но нельзя забывать о временном лаге.
Эта ситуация очень напоминает мне 1994 год, когда так же активно наращивали государственные расходы, финансировали посевную и так далее, а затем грянул «черный вторник».
Поэтому, я полагаю, гораздо разумнее не брать деньги из стабилизационного фонда, а пересмотреть расходные статьи с тем, чтобы привести их в соответствие с предполагаемыми доходами.
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации:
-- Обсуждение этой темы носит исключительно абстрактный характер. Весь вопрос упирается только в то, где проходит граница между тем, что вы считаете нормальными доходами бюджета, а что -- шальными деньгами. Доходная часть бюджета составляет 6,6 трлн руб., и это медицинский факт. Все остальное -- игра словами. Общеизвестный факт, что Министерство финансов считает увеличение государственных расходов опасным. Поэтому Алексей Кудрин объясняет следующее -- если мы откинем все сверхдоходы, то выяснится, что мы уже живем в долг. Но ведь эти доходы абсолютно реальные. Вопрос лишь в том, как к ним относиться.
Беседовала Вера СИТНИНА