|
|
N°108, 23 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Россия не может быть полностью объективной"
5 июля в Вашингтоне состоится встреча президентов Грузии и США. О роли Америки в решении накопившихся грузино-российских проблем собкору «Времени новостей» в Тбилиси Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказал секретарь грузинского совета национальной безопасности Константин КЕМУЛАРИЯ.
-- Будут ли Михаил Саакашвили и Джордж Буш обсуждать тему отношений Тбилиси и Москвы?
-- Российско-грузинские отношения и проблема урегулирования конфликтов в Грузии, естественно, будут в центре внимания. Но будет и другое. В официальном сообщении госдепа США о предстоящей встрече говорится, что Грузия является ключевым партнером в регионе по вопросу энергетической безопасности. Наш регион привлекает все более интенсивное внимание важнейших игроков мировой политики. На днях в Тбилиси прошла международная конференция по энергетической безопасности. Вероятно, это и будет ключевой темой на переговорах в США. Это вопрос альтернативной Транскаспийской магистрали, в которой чрезвычайно заинтересован Евросоюз. Вопрос давно обсуждается, но реальностью может стать сейчас. США подчеркивают, что после "революции роз" ситуация в Грузии становится стабильнее, что дает возможность пропускать через нее нефть, газ, развивать коммуникации.
Сепаратистские очаги на территории Грузии беспокоят весь регион в целом. Думаю, что встреча Владимира Путина и Михаила Саакашвили придала новый импульс к разрешению этой сложнейшей ситуации. Если на Кавказе снова вспыхнут конфликты, то это опасно для всех экономических и энергетических планов. Таким образом, все это вместе -- восстановленный диалог между Грузией и Россией, поддержка Грузии со стороны США и ЕС -- должно способствовать мирному процессу урегулирования конфликтов. Грузия -- важное государство в важном регионе, поэтому наши проблемы касаются не только нас.
-- Получается, что Грузия не может договориться с Россией сама и прибегает к помощи посредников?
-- Россия -- очень важный партнер, который может сыграть значительную роль в урегулировании конфликтов. Но те механизмы, которые были созданы 12--13 лет назад, устарели и не работают. Мы ставим вопрос вовлечения международных сил, оставляя при этом, конечно, Россию как активного игрока. Мы готовы учитывать все интересы нашего большого соседа, но не за счет своих собственных национальных интересов. Россия не учитывает одно важное обстоятельство. Как сосед она не может быть полностью объективной в разрешении конфликтов на примыкающих к ней территориях.
-- Спустя несколько дней после переговоров с Владимиром Путиным Михаил Саакашвили сказал, что спецслужбы соседней страны заинтересованы в дестабилизации ситуации в Грузии. Он не назвал эту страну. О чем идет речь?
-- Давайте я напомню о том, что уже расследовано. О страшном теракте в Гори полтора года назад, о взорванном здании полиции, о гибели людей. Вот совершенно четкая картина, кто это сделал. К сожалению, это были представители спецслужб России. Они официально оформились на работу в Южную Осетию. Есть их собственные показания, они уже привлечены в Грузии к уголовной ответственности. Вот пример отсутствия должного сотрудничества между Россией и Грузией, отсутствия заинтересованности в принятии превентивных мер. Если бы Россия согласилась на такое сотрудничество, уровень доверия неизмеримо вырос бы.
-- Тем не менее Россия эшелон за эшелоном вывозит из Грузии свое вооружение. Выполнение соглашений по закрытию военных баз поможет разрядить ситуацию в двусторонних отношениях?
-- Мы вывод баз приветствуем. То, что Россия соблюдает договоренности, может стать хорошей основой для дальнейшего потепления в наших отношениях. Есть и другие вопросы для развития диалога. Например, жизненно необходимый антитеррористический центр. В парламенте это обсуждают, есть варианты, как можно все сделать на основании международной практики. Создание такого центра в Грузии с привлечением всех заинтересованных сторон -- вот чем можно заниматься сейчас. Проблема терроризма актуальна для всех. Мы в Грузии очень переживаем за российских дипломатов, похищенных в Ираке. Это ужас.
|