Время новостей
     N°112, 29 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2006
Кредитные информаторы
В России развивается система ипотечных брокеров
В последнее время такие связи получают все большее распространение на российском рынке. Эксперты полагают, что данный тип сотрудничества может быть перспективным и вскоре кредиторы и посредники станут работать в тесном контакте, как это происходит на Западе.

Кредитные брокеры помогают людям определиться с выбором идеального кредитора по различным параметрам. Заемщики отмечают, что их услуги иногда действительно помогают, но они берут за это довольно весомый процент. Впрочем, некоторые брокеры предоставляют клиенту базу бесплатно. Банки же сейчас не всегда готовы прибегать к услугам кредитного брокера. Иногда им проще найти клиента самостоятельно, чем платить посреднику. Но в последнее время тенденция начинает меняться.

В принципе банкирам интересны любые каналы продаж, дающие положительный эффект. Вопрос в том, как добиться максимальной эффективности. Участники рынка отмечают, что сейчас наметилась тенденция к созданию крупными автодилерами и риэлторскими агентствами собственных брокерских компаний, реализующих различные продукты и услуги партнеров, в том числе банков и страховых компаний. Некоторые банкиры надеются, что таким образом можно ускорить процесс кредитования. «Пока мы не работаем с кредитными брокерами, -- говорит начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов. -- Но планируем наладить такую работу в будущем. Мы уверены, что при отработанных схемах взаимодействия между банком и брокером такая совместная деятельность будет достаточно эффективна и позволит сократить время на сделку».

Начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования ВТБ-24 (как известно, в марте этот банк и компания «Фосборн Хоум» также подписали соглашение о сотрудничестве) Мария Серова считает, что необходимость работы с брокерами определяется условиями такого сотрудничества. «Наш банк регулярно проводит отбор и аккредитацию брокерских и риэлторских компаний для участия в программе ипотечного кредитования, но мы никоим образом не настаиваем на привлечении того или иного риэлтора: заемщик сам должен решить для себя, насколько необходимы для него данные услуги».

«Скорее всего «Фосборн Хоум» хочет заключить договоры с большим количеством игроков, чтобы предоставить клиентам широкий выбор ипотечных программ», -- полагает начальник управления развития бизнеса Городского ипотечного банка Михаил Бусыгин. Он отмечает, что в ноябре 2005 года именно ГИБ впервые в России ввел в действие системную программу взаимодействия с ипотечными брокерами, чтобы упростить заемщикам процедуру сбора и подготовки документов по ипотечной сделке. «В нашем банке четверть сделок заключается при активном участии сертифицированных ипотечных брокеров», -- сообщил г-н Бусыгин «Времени новостей». Банк собирается развивать эту систему и привлекать к сотрудничеству ипотечных брокеров. Кредитная организация, говорит он, по сути, делегирует ипотечным брокерам часть своих функций по предварительной квалификации клиентских заявок, выбору наиболее подходящего для клиента ипотечного продукта банка, содействию в формировании пакета основных заявительных документов. В результате банк оптимизирует процесс первичной обработки заявок и совершенствует клиентский сервис.

Развитие системы ипотечных брокеров в России, очевидно, целиком и полностью зависит от предполагаемой ими комиссии за услуги. Ведь сейчас ипотекой могут пользоваться в достаточной степени состоятельные граждане. Если ипотека будет широко распространяться, как того хочет государство, то участие в ней менее богатых людей априори предполагает низкую комиссию или вообще отсутствие таковой. Да и не факт, что банки заинтересованы в такой клиентуре, ведь рост числа просроченных потребительских кредитов может перекинуться и на кредиты ипотечные.

Николай КОЧЕЛЯГИН