|
|
N°108, 23 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Надо исключить использование списка террористических организаций для подавления инакомыслия"
21--22 июня в Минске проходило заседание уставных органов Организации Договора о коллективной безопасности -- советов министров иностранных дел, обороны и комитетов секретарей советов безопасности государств. 23-го пройдет заседание Совета коллективной безопасности, то есть встреча шести глав государств, входящих в ОДКБ, -- России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Когда в этой организации появятся эффективные миротворческие силы, способные совместными усилиями решать задачи поддержания безопасности в зоне ОДКБ и за ее пределами? Что мешает нормальной работе своеобразного аналога НАТО в масштабах части бывшего СССР? С этими и другими вопросами военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к генеральному секретарю ОДКБ Николаю БОРДЮЖЕ.
-- Ситуация сегодня такова, что организация может работать только при наличии нормальной, обширной нормативной базы. Имеются в виду основные направления совместной деятельности -- внешнеполитическая координация, формирование военной составляющей, противодействие вызовам и угрозам. Мы все время находимся в состоянии цейтнота, все время чего-то не хватает. Например, соглашения о формировании программы организации, не хватает каких-то протоколов, соглашений. В то же время есть опасения превратиться в организацию, многочисленные документы которой ложатся затем мертвым грузом.
Но во всей программе предстоящих мероприятий важнее всего неформальное общение президентов в узком составе, где они вообще говорят откровенно о проблемах безопасности на постсоветском пространстве, в глобальном плане, о взаимоотношении с третьими странами, организациями. Принятые на таких встречах решения очень влияют на работу организаций. Такую же возможность для общения имеют министры обороны, иностранных дел, секретари советов безопасности. Как правило, запланированные на час, такие встречи длятся по два-три часа.
-- Принятия каких новых документов следует ожидать в этот раз?
-- Прежде всего на заседании Совета коллективной безопасности, как мы предполагаем, будет принята Декларация государств о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ. Ежегодно мы готовим совместное заявление президентов, где даются общие оценки состояния безопасности. В этот раз заявление будет в форме декларации. Я убежден, что мы сегодня должны принять ряд шагов, которые позволят ОДКБ реагировать на угрозы не только военного характера. Имеется в виду и терроризм, и наркотики -- мы уже работаем в этом направлении, но хотелось бы делать это более эффективно. Нам надо заниматься и техногенными, природными катастрофами.
-- А коллективные миротворческие силы, о которых давно говорят в ОДКБ, появятся?
-- Если российская делегация успеет досогласовать некоторые детали межгосударственных документов, первый шаг будет сделан. Механизм согласования межгосударственных документов крайне сложный и неповоротливый.
-- Опять же много говорилось об универсализации ОДКБ. Как это будет выглядеть на практике?
-- На особый период ОДКБ имеет военную составляющую для защиты суверенитета входящих в организацию государств -- примерно 11 тыс. человек, входящих в батальоны от Киргизии, Узбекистана, России, Таджикистана. Мы предлагаем несколько перегруппировать органы управления -- передать командные функции от оперативной группы в Бишкеке объединенному штабу ОДКБ. И оснастить самыми современными образцами оружия, сделав коллективные силы быстрого реагирования визитной карточкой организации.
Кроме того, мы должны иметь миротворческий потенциал, способный действовать как в зоне ОДКБ, так и за ее пределами по решению ООН. Еще мы должны иметь силы, которые реагировали бы на чрезвычайные ситуации. Это не только спасатели, но и полицейские подразделения, способные контролировать всю зону поражения, не допускать мародерства. В этих коллективных силах должны быть и санитарно-эпидемиологические подразделения на случай крупных эпидемий, пандемий, появления новых штаммов и вирусов. Но практические шаги возможны лишь после принятия декларации.
-- Сколько могут стоить новые коллективные силы?
-- Мы пойдем по схеме, которая отработана при создании Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ. То есть в мирное время эти подразделения подчиняются национальным командованиям, деньги на них тратятся, как и на другие подразделения вооруженных сил. А в особый период подразделения выделяются в конкретную группировку, которая будет задействована по тому или иному сценарию. Дополнительных средств для создания таких сил просто не потребуется. А вот при участии в миротворческих операциях или по ликвидации последствий техногенных катастроф, естественно, будут приниматься решения о выделении средств. Надеюсь, что президенты примут решения о совершенствовании Коллективных сил быстрого развертывания, по организации шифрованной связи, по льготным условиям поставок специальной техники и специальных средств в рамках повышения потенциала правоохранительных органов.
-- Только что закончила работу Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят практически те же государства, что и в ОДКБ. Вы не дублируете друг друга?
-- Уверен, что с ШОС мы должны координировать свои шаги, особенно в сфере безопасности. Три года назад мы направили этой организации документы о сотрудничестве, несколько месяцев назад получили соответствующий протокол, мы его согласуем, подпишем и начнем работать более плотно. Хотя по уровню интеграции, по согласованности политических курсов ОДКБ значительно выше, чем ШОС. У нас есть, например, уже упомянутые решения о льготной поставке вооружений, бесплатном обучении военнослужащих, что в ШОС если и будет, то очень нескоро.
-- Что себой представляют проходящие сейчас на территории Белоруссии учения «Щит союза-2006»?
-- Учение командование российско-белорусской группировки запланировало год назад. Цель -- отработка боевых задач на особый период. К сессии ОДКБ они просто приурочены. К этим масштабным учениям привлечены органы управления 20-й армии Московского военного округа. Будет перевод с мирного положения на военное, организация территориальной обороны, из запаса призваны 2400 человек, а общая численность участников командно-штабного учения -- 8 800 человек. В ходе учения будут использоваться более 40 танков, около 180 бронированных машин, 140 ПТУР, более 40 арторудий и 30 систем залпового огня, 36 самолетов и 12 вертолетов. Учения развернутся на трех полигонах. Там будут присутствовать министры обороны стран -- членов ОДКБ.
-- Появится ли долгожданный список террористических организаций, действующих на пространствах ОДКБ?
-- Список уже есть, это компиляция национальных списков, включает в себя более 20 организаций. Однако формирование общего списка -- сложнейшая юридическая задача. С одной стороны, в список включаются организации, признанные незаконными на территориях всех шести государств. С другой -- надо исключить возможность использования этого механизма для подавления инакомыслия и политической оппозиции.
-- Недавно российская Госдума приняла поправки в Протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения. Как это повлияет на взаимодействие в рамках ОДКБ?
-- Есть соглашение о льготном военно-техническом сотрудничестве, оно распространяется только на коллективные силы. Первой поправкой действие соглашения распространено на все вооруженные силы стран -- членов ОДКБ. Вторая поправка дает России возможность проконтролировать, есть ли эти вооружение и военная техника в наличии, не перепроданы ли они. Это мировая практика.
|