Время новостей
     N°107, 22 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2006
Скучно не будет
Жюри ММКФ возглавил Анджей Жулавский
XXVIII Московский международный кинофестиваль откроется завтра, 23 июня. Продлится он до 2 июля. Объявив за два месяца о том, что председателем станет Михаэль Ханеке, не просто актуальный, но и очень модный в Европе австрийский режиссер, автор «Забавных игр», «Пианистки» и «Скрытого», организаторы спокойно почили на лаврах. И как оказалось, преждевременно, Ханеке, вполне в духе настоящего радикализма наплевав на буржуазные условности, в последний момент помолвку разорвал, сославшись на необходимость приступить к съемкам, что, как он сам сформулировал, для него гораздо важнее.

Оставшись без председателя жюри, Московский кинофестиваль сделал попытку раздобыть себе нового, разослал несколько безнадежных приглашений и вырулил на вариант, озвученный еще во время последней пресс-конференции, -- председателя выдвинули из рядов имеющихся в наличии членов жюри. Без Ханеке их осталось пятеро, что с учетом двух голосов, по протоколу полагающихся председателю, создает сложности при голосовании: четное число может привести к тупику. Но делать нечего. И российский режиссер Алексей Учитель, английская актриса Джулия Кристи (сыгравшая Лару в американском фильме «Доктор Живаго»), канадский актер Рими Жирар, французский киновед Пьер-Анри Деле предложили почетное место Анджею Жулавскому. Подходящий к своему семидесятилетию польско-французский режиссер и писатель последний свой фильм снял в 1999 году. Картина «Верность», в которой его бывшая жена Софи Марсо сыграла как бы самое себя и свой роман с Жулавским, не повторила успеха их более ранних и более ярких фильмов, таких как «Шальная любовь» и «Мои ночи прекрасней ваших дней». Впрочем, прошлое этого неординарного и яркого человека более чем достойно. Родившись в 1940 году во Львове, детство Жулавский провел Франции, где служил его отец, польский дипломат и поэт.

Жулавский учился в парижской киношколе, и для Польши советского периода, куда он вернулся ассистентом Анджея Вайды, был пижоном и диссидентом. Его кинодебют «Третья часть ночи» (1971), посвященный, как и все польское кино того времени, событиям второй мировой войны, вызвал яростные споры и имел большой успех. Следующая его картина «Дьявол» стоила портфеля тогдашнему министру культуры Польши, попавшему под атаку разъяренной Екатерины Фурцевой. Еще один фильм, снятый Жулавским в Польше, фантастическая антиутопия «На серебряной планете», был запрещен уже в процессе съемок. Жулавский уехал в практически родную Францию и там снял несколько фильмов с признанными красавицами в главных ролях -- его музами бывали Роми Шнайдер («Главное -- любить», 1974) и Изабель Аджани («Одержимая», 1981, едва ли не самый популярный у нас фильм Жулавского), но потом судьба свела его с Софи Марсо, которая в течение десяти лет была его женой, и еще более продолжительным оказался их творческий союз. Жулавский известен любовью к русской литературе. Кстати, он экранизировал «Бориса Годунова», сняв фильм-оперу под музыку, записанную в Вашингтоне Национальным симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича. После чего маэстро Ростропович подал на Жулавского в суд и обвинил режиссера в «оскорблении русской души». Как режиссер Жулавский предпочитает кино насыщенное, динамичное, сложное по смыслу и визуально агрессивное. Сам не гнушался использовать в работе с актерами нетрадиционные техники вроде ритуалов вуду, хотя говорить об этом не любит, а характер имеет сложный и неуживчивый. Как он будет руководить жюри Московского фестиваля, предсказать сложно, но уж во всяком случае скучно не будет.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино