|
|
N°107, 22 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Утереть нос Nabucco
«Газпром» договорился с MOL о проектировании Южно-Европейского газопровода
В «Газпроме» празднуют дипломатический успех. Глава компании Алексей Миллер вчера в Будапеште подписал соглашение с председателем совета директоров венгерской MOL Group Жолтом Хернади о создании на паритетных началах проектной фирмы для разработки ТЭО альтернативного Южно-Европейского газопровода для снабжения Центральной Европы российским газом транзитом через Турцию и Балканы. При этом MOL является ключевым участником конкурирующего трубопроводного проекта Nabucco, через который в Европу планируется поставлять иранский газ. Событие тем более приятное для российской газовой дипломатии, что произошло перед очередной встречей министров Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции в Вене, где они должны были выразить политическую поддержку трубе Nabucco (названной в честь вавилонского правителя Навуходоносора). Впрочем, пока Будапешт не собирается выходить из этого проекта, видя прямую выгоду от его борьбы за право на существование с южноевропейской магистралью.
Соглашение было подписано по итогам встреч делегации «Газпрома» с председателем правительства Венгрии Ференцем Дюрчанем, а также министром экономики и транспорта Яношем Кокой и главой минфина Яношем Верешем. Помимо проектных работ по ЮЕГ оно предусматривает разработку обоснования инвестиций в создание сети подземных хранилищ газа на территории Венгрии общей емкостью 10 млрд кубометров газа, что позволит стать этой стране узловым центром распределения газа, поступающего в Европу с юго-востока. «Такой проект стоит около 5 млрд евро, а его осуществление займет не менее пяти лет, -- сказал журналистам г-н Кока. -- В Венгрии будет создан региональный распределительный центр, который доставит газ в Словению и Хорватию. Словения показала, что разрешит продолжение (газопровода) в Северную Италию». Как уже сообщалось, речь идет о реанимации проекта Volta по поставкам в Триест до 20 млрд кубометров российского газа из Венгрии через словенскую территорию.
Идея создания под своим патронатом южноевропейского газового кольца овладела руководством «Газпрома» после мощного прогресса проекта Nabucco, инициатором которого стала австрийская нефтегазовая компании OMV. Год назад она совместно с турецкой Botas, болгарской Bulgargaz, румынской Romania's Trabsgaz, венгерской MOL (все четыре являются госкомпаниями) завершила первый этап проектирования газопровода. Совместное предприятие даже переименовали из Nabucco Company Pipeline Study GmbH в Nabucco Gas Pipeline International Ltd. Каждый из участников имеет в нем по 20%. Инвестиции в проект с пропускной способностью до 30 млрд кубометров газа в год оцениваются в 4,5 млрд евро. Инвестиционное решение планируется принять не позднее следующего года, начать строить через три года, а начать поставки газа -- в 2011-м. Проект получил от Еврокомиссии статус трансъевропейской сети (TEN), который, в частности, имеет Северо-Европейский газопровод.
Реализация проекта Nabucco предполагает выведение на европейский рынок иранского газа (а также египетского, ливийского и азербайджанского), который в долгосрочной перспективе способен составить серьезную конкуренцию российскому. Правда, пока в «Газпроме» уверены, что у участников Nabucco нет ни ресурсов газа для наполнения своей трубы, ни рынка сбыта (об этом на днях открыто заявил экспортный зампред правления компании Александр Медведев).
Тем не менее резвость, с которой «Газпром» пробивает альтернативный проект (а по сути тот же самый, только со своим непосредственным участием, о чем свидетельствует даже одинаковая оценка капвложений), свидетельствует о серьезных опасениях по этому поводу. Подписание соглашения с MOL позволит российскому концерну стать более активным игроком на этом поле и вселить неуверенность в участников Nabucco. Тем более что «Газпром» ведет интенсивные переговоры и с другими странами-транзитерами -- Турцией, Болгарией и Румынией, предлагая им перейти на сторону пророссийского проекта. А также имеет уже большой портфель контрактов на поставку газа в Европу и может оперативно переключить часть поставок на новый маршрут, например с ненадежного украинского направления.
К тому же у «Газпрома» действительно есть возможность сравнительно быстрого увеличения поставок газа по «Голубому потоку». Только за счет установки дополнительной компрессорной станции можно увеличить проектную мощность двух ниток до 25 млрд кубометров в год (сейчас 16 млрд), не говоря уже прокладке дополнительных ниток, способных увеличить предельный объем поставок в два-три раза. Доставка в Турцию иранского газа в сложившейся геополитической обстановке представляется более проблематичным делом.
Тем не менее г-н Кока вчера пообещал, что в ближайший понедельник поддержит и Nabucco. «Это соглашение не означает, что Венгрия не будет партнером в проекте Nabucco. На самом деле мы планируем подписать соглашение о поддержке (Nabucco. -- Ред.) в Вене в понедельник», -- заявил он. Впрочем, не стоило и ожидать иного от страны -- участницы Евросоюза, где по-прежнему велик страх перед ростом зависимости от поставок российских энергоносителей, а главная задача формулируется как срочное развитие (невзирая на расходы) инфраструктуры под объемы газа из альтернативных России источников.
Алексей ГРИВАЧ