|
|
N°107, 22 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В России быть эксцентриком -- это нормально»
В московском клубе «Икра» выступила группа Bodies without Organs (или BWO) -- последний по времени проект знаменитого Александра Барда. Бард, создатель групп Army of Lovers, Vacuum и Alcazar, -- уникальная фигура в поп-мире. Этот человек с большим успехом занимается всем: от написания песен до раскрутки групп и придумывания маркетинговых стратегий. Для него искусство -- это бизнес, а бизнес -- это искусство, и, в общем, Александр Бард знает внутренние механизмы масскульта лучше всех.
В Москве BWO (в трио помимо Барда входит клавишница Марина Шипченко и вокалист Мартин Ролински) выступили с материалом нового альбома. Почему BWO всегда первым делом спешат в Россию, у Александра БАРДА и Мартина РОЛИНСКИ выяснял Александр БЕЛЯЕВ.
-- Ваш предыдущий альбом вышел в России раньше, чем в остальных странах. Новый -- тоже. Вы придумали особую стратегию покорения российской публики?
Александр Бард: -- Ну, во-первых, когда я создавал проект BWO, я не думал о стратегии. Я думал о том, чтобы писать «идеальные поп-песни». Только когда альбом был готов и стало понятно, как все это звучит и выглядит, я стал придумывать концепцию раскрутки. Конечно, я держал Россию в голове -- ведь мои предыдущие проекты, Army of Lovers и Vacuum, снискали здесь большой успех. Моя звукозаписывающая компания мне предложила обычный вариант промоушна: поехать в Лондон, сделать там какое-то промо, поиграть... Я им сказал, что раскручиваться через Англию -- это избитый путь, это скучно, и что англичане уже все видели, их трудно заинтересовать. И предложил начать с Восточной Европы, тем более что я позиционировал BWO как шведский коллектив с восточноевропейскими корнями. Марина -- украинка по происхождению, Мартин -- поляк. Так что одно это в Восточной Европе вызывало определенный интерес. Короче, мы объехали многие восточноевропейские города, от Софии до Стамбула, и завоевали любовь тамошней публики.
В Москве я был раз сто -- и по делу, и просто так. Россия позволяет своим гражданам быть чудаками и эксцентриками. В России быть эксцентриком -- это нормально. Поскольку я сам такой, то в девяностые я себя здесь чувствовал лучше, чем где бы то ни было. Правда, сейчас даже у вас люди становятся какими-то более правильными, организованными, очень работящими и сильно занятыми. Но мне уже все равно, поскольку для меня время наркотиков, веселых ночей и необузданного секса с кем попало прошло. Теперь моя установка -- работать с утра до ночи. И путешествовать с группой. Мы в BWO все такие.
Мартин Ролински: -- По-моему, Александр Бард -- это какой-то Леонардо да Винчи наших дней: музыкант, автор песен, философ, читает лекции по экономике и занимается артгалереей. Я в детстве занимался профессионально теннисом, дошел до высокого уровня. Сейчас учусь в университете, хочу получить диплом инженера.
-- Как поп-звезда и инженер могут сочетаться в одном человеке?
М.Р.: -- Для меня -- вполне естественное сочетание. Не хочется зацикливаться на чем-то одном. Надо ставить себе интеллектуальные задачи, развивать мозги, а без этого жить станет скучно.
-- Вы довольно быстро выпустили новый альбом, Halcyon Days... Как он создавался?
А.Б.: -- Сочинение песен и запись заняли примерно год. Прошлый диск, Prototype, сделан полностью на макинтошевских лэптопах. Новый -- тоже, но мы использовали еще и акустические инструменты -- гитары, скрипки -- и потом долго обрабатывали их на лэптопе. Люди обычно резко разграничивают звучание живое и электронное. Мне же хочется добиться синтеза того и другого. Проще говоря, чтобы стилистически BWO были неким средним звеном между ABBA и Kraftwerk! Мы очень тщательно отбирали песни, чтобы на альбом не попало ничего проходного. Практически каждую песню с Halcyon Days можно выпускать синглом.
М.Р.: -- Это важно, поскольку последние годы поп-артисты выпускали альбомы, на которых всего одна-две приличные песни, остальное -- откровенная «добивка». В результате люди качают одну песню с Интернета, альбом не покупают, и их невозможно в этом упрекать.
-- Вы сами легально представлены в Интернете?
А.Б.: -- Все песни всех моих проектов можно купить в iTunes. К счастью, сейчас стало меньше интернет-пиратства -- люди все-таки стали что-то платить за скачивание.
-- У поп-артистов появился гораздо более выгодный «бизнес» -- рингтоны...
А.Б.: -- Да, и мы, кстати, неплохо зарабатываем на них. Это нормально, модель музыкального бизнеса меняется: то, что теряешь на альбомах, добираешь на рингтонах. В наше время, чтобы не разориться, нужно искать нестандартные решения. К примеру, новую пластинку BWO будут выпускать и мэйджор-лейблы, и независимые. В России и Скандинавии Halcyon Days выпускает EMI, в других странах -- разные маленькие лейблы. Такая стратегия -- мое ноу-хау, потому что раньше ты либо выпускал свои записи на мэйджоре по всему миру, либо на нескольких независимых лейблах в каждой отдельной стране.
-- Главный российский вопрос: как вам «Евровидение» в этом году?
А.Б.: -- У Димы Билана -- лучшая песня (смеется). Нет, правда, у него была лучшая песня, классное шоу, и поет он хорошо. Единственная проблема -- у него очень плохой английский. Он поет так, как будто не понимает, о чем вообще в тексте написано. Пусть возьмет преподавателя, выучит язык, и тогда у него будут хорошие шансы раскрутиться в Европе.
-- Вы считаете, что российским артистам реально раскрутиться в Европе?
А.Б.: -- Вполне. Сейчас в поп-мире сильно доминируют США, и публике уже хочется какой-то экзотики. Восточноевропейской, например. t.A.T.u были первым и единственным вашим коллективом, успешным за пределами страны. Теперь вопрос, кто станет следующей большой звездой из России. Я не знаю имен, но то, что я слышал у вас, мне в основном нравилось. Может быть, раскрутится какой-нибудь диджей или танцевальный проект. Сегодня для того, чтобы вашим артистам обрести популярность в Европе, нужно выполнить два простых, но абсолютно необходимых условия. Первое -- быть русским, в смысле -- не терять свою национальную идентичность и не пытаться подражать американцам -- все равно не получится. Второе -- надо, увы, петь на английском, хорошем и осмысленном. А позиционирование себя в качестве экзотики -- в этом нет ничего плохого. То, что вам кажется обычным, для людей других национальностей -- просто чудо. Помню, когда я был в Японии с Army of Lovers и Vacuum, японцы на нас смотрели круглыми глазами, открыв рот! Они такого никогда не видели. Хотя, казалось бы, ну что особенного -- поп-группа из Швеции...
|