Время новостей
     N°191, 17 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2001
Образец для подражания
В ГМИИ открылась выставка «Всюду жизнь». Фарфоровый проект Гриши Брускина
Гриша Брускин -- один из самых успешных наших художников. Его имя прогремело в 1989-м на феноменально успешном российском аукционе Сотбис. «Фундаментальный лексикон» Брускина был тогда на обложке каталога и на плакате и ушел за фантастические деньги. Никогда больше современное русское искусство не пользовалось таким спросом и столько не стоило. Справедливо отметить, что Сотбис дал путевку в жизнь не одному Брускину. Это был уникальный шанс, который, как мы теперь уже знаем, мало кто смог использовать. Брускин смог. Успешный художник галерейного уровня для России существо даже более удивительное, чем звезда и гений, и вызывает раздражение и естественную зависть. Успех в искусстве до сих пор у нас считается вещью необязательной, немного сомнительной, и художник, который успешно продается, уже вроде и не совсем художник. Продолжает цвести легенда о неизвестном миру и скрытом под спудом таланте. В то же время известно, что реальные проблемы художников, считающихся даже очень талантливыми, заключаются не только в отсутствии такого действительно редкого шанса, каким был русский Сотбис, но и в банальном нежелании работать -- не грузчики же они в самом деле.

Рецепт ровной и блестящей карьеры Гриши Брускина без утайки продемонстрирован на выставке в Музее Пушкина. Фарфоровый проект развивает испытанные темы, уже принесшие успех автору. Группа скульптур «Всюду жизнь», серии тарелок «Азбучные истины», «Букварь», «Альфбет», «На краю», «Фундаментальный лексикон» -- это абсурдистские цитаты советских мифов, вписанные в советские же общепитовские тарелки, искусная игра то со сталинским имперским стилем, то с лаконичной графикой плакатов гражданской обороны, то с детскими воспоминаниями о курочках на дне тарелочки. Использован апробированный временем рецепт советского агитационного фарфора -- в равной мере притягательного и абсурдного и, безусловно, коммерчески успешного. Точность попадания -- абсолютная. При этом перед Брускиным стояла сложная задача: технологические традиции заводами за последние десятилетия практически утрачены, и они давно уже не работают со сложными формами и тонкой ручной росписью. Брускин блестяще справился с заводом, и результат совместной работы превзошел все ожидания. Потом Брускин справился с музеем. Дизайн выставки выше всяких похвал. Очень технологичный, без принятых в отечественном выставочном дизайне литературных подробностей, он составляет именно то, что нужно, -- идеальное пространство для фарфорового проекта, жестко и ненавязчиво структурированное забавными пояснительными текстами.

Нам предъявлен ключ к успеху. Его составляющие -- соответствие ожиданиям публики, железная логика, перфекционизм и удача. Каждый может попробовать повторить.

Хочется с благодарностью отметить, что, решая собственные задачи, Гриша Брускин одновременно сделал много хороших дел: способствовал возрождению фарфоровой промышленности, становлению выставочного дизайна и появлению желания покупать искусство.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ