|
|
N°106, 21 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Внеклановая замена
Кабардино-Балкарию избавляют от старой команды управленцев
Состоявшаяся в понедельник отставка кабинета министров Кабардино-Балкарии должна, по-видимому, подтвердить решимость федерального центра довести до логического конца начавшийся осенью прошлого года в этой республике большой кадровый эксперимент. В отставку отправлено оставшееся практически неизменным со времени отставки экс-президента республики Валерия Кокова правительство, а новым премьером будет человек со стороны.
Пока это выглядит как попытка мягкого отстранения от власти сформировавшейся в течение последних полутора десятилетий правящей группы. Такая проблема существует практически на всем Северном Кавказе, но Кабардино-Балкария, несмотря на прошлогоднее нападение боевиков на Нальчик, может считаться одной из наиболее спокойных экспериментальных площадок.
Напомним, в конце сентября там состоялась экстренная замена президента -- многолетний лидер Кабардино-Балкарии Валерий Коков ушел в отставку, поскольку состояние его здоровья стало окончательно несовместимо с исполнением обязанностей. На смену ему парламентарии по представлению Владимира Путина утвердили московского предпринимателя кабардинского происхождения Арсена Канокова. Назначение вызвало в республике некоторый энтузиазм. Дело в том, что смертельно больной Коков в последние годы фактически передоверил власть нескольким своим приближенным. Деятельность их по управлению регионом, мягко говоря, нельзя было назвать успешной. При неуклонном росте благосостояния местной элиты по уровню экономического развития республика спустилась на одно из последних мест в России. После принятия новых законов об административно-территориальном делении обострились взаимоотношения между кабардинцами и балкарцами. В это же время в мирном Нальчике и курортном Приэльбрусье сформировались общины мусульман, не признающих официального духовенства, часть которых выражала готовность к вооруженной борьбе против властей и солидарность с боевиками в Чечне. Сторонников вооруженного джихада становилось все больше, поскольку МВД, возглавляемое одним из коковских «регентов» Хачимом Шогеновым, практиковало чрезвычайно жесткие методы профилактики экстремизма среди верующих.
Кризис достиг апогея в октябре 2005 года, через две недели после назначения Арсена Канокова, когда около 200 боевиков преимущественно кабардинского происхождения атаковали сразу полтора десятка объектов силовых структур в Нальчике. Нападение было успешно отбито, большая часть боевиков погибла. Но многие представители местной общественности почти единогласно назвали едва ли не главным виновником случившегося местное МВД. Массовые задержания и репрессии вкупе с отказом выдать родственникам тела убитых во время октябрьских уличных боев вызвали дальнейший рост напряженности.
Отставка милицейского министра Хачима Шогенова состоялась через полгода после нападения, в марте 2006 года. Она была воспринята как однозначно позитивный кадровый шаг федералов. Новый министр Юрий Томчак в первые же недели кардинально преобразовал работу своего ведомства. К слову, вчера он объявил о создании при министерстве общественного совета, в который войдут правозащитники и общественные деятели. Такой совет, по мысли министерского руководства, должен помочь избежать опасных «издержек» правоохранительной деятельности и хотя бы отчасти сблизить стражей порядка с населением.
Свое заявление г-н Томчак сделал уже в качестве врио: со вчерашнего вечера все кабардино-балкарские министры исполняют свои обязанности до объявления состава нового кабинета. Поводом для отставки правительства стало заявление его главы 61-летнего Геннадия Губина -- чиновника из команды Валерия Кокова, долго бывшего при нем вице-президентом. Этнический русский Губин в республике воспринимался как наименее коррумпированный представитель «клана Кокова». Президент Каноков тем не менее посчитал его недостаточно эффективным менеджером. Во всяком случае в заявлении об уходе г-н Губин написал именно о необходимости уступить место «молодым и энергичным».
Временным премьером в ожидании «молодых и энергичных» стал вполне «проверенный кадр»: один из замов Геннадия Губина -- Ануар Чеченов, этнический балкарец и родственник нынешнего сенатора, а в прошлом -- также премьера КБР Хусейна Чеченова. Тем временем уже известно имя его наиболее вероятного постоянного преемника -- Арсен Каноков внес в парламент для утверждения кандидатуру 36-летнего Андрея Ярина. Г-н Ярин родился на Урале, изучал экономику и право в Москве и Петербурге, некоторое время работал в администрации Владимирской и Рязанской областей и управлении Госнаркоконтроля. Он неплохо знает Кавказ. В 2002--2003 годах был вице-премьером Чечни -- кабинет возглавлял тогда Михаил Бабич, которому попытка искоренить коррупцию среди местных чиновников стоила должности. С весны 2005 года Андрей Ярин работал в аппарате полпреда президента России в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, где в последнее время курировал вопросы урегулирования осетино-ингушского конфликта. Некоторые представители сторон конфликта, правда, полагают, что на этом направлении ему не удалось добиться существенных успехов, и говорят, что г-н Козак перед собственным предполагаемым переходом на другую работу подыскивает места для своих сотрудников.
В самой Кабардино-Балкарии г-на Ярина также считают человеком Дмитрия Козака, но полагают, что приход этого «энергичного человека, знающего положение дел в округе» поможет сформировать команду более эффективных управленцев.
Иван СУХОВ