|
|
N°191, 17 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вершки и корешки
ЛУКОЙЛ поднимает сельское нефтяное хозяйство
Все нефтяные компании России посмеялись, когда корреспондент газеты «Время новостей» задал им вопрос: «Какие у вас планы по производству дизельного топлива из рапса?» «Что это такое?» -- спрашивали они. Даже в ЛУКОЙЛе, который вчера объявил о намерениях построить завод по производству горючего из рапса, заявили: «Рапс – это растение вроде капусты, из корней которого можно производить рапсовое масло и топливо».
Действительно, рапс -- Brassica Napus oleifera -- это однолетнее травянистое растение рода капусты семейства крестоцветных с желтыми цветами, которое возделывается ради семян, богатых маслом. Но семена находятся не в корнях.
В Европе уже давно начался рапсовый бум. Площади засева растут с каждым годом, а из рапсового масла производится биодизтопливо. Токсичность выхлопов при использовании такого топлива резко сокращается. Евросоюз требует, чтобы нефтяные компании добавляли биодизтопливо в обычное топливо для повышения качества последнего.
«Эра биодизеля началась», -- заявил еще в 1999 году министр охраны окружающей среды Австрии. «Мы были в сентябре в Германии, -- рассказал вчера журналистам Павел Павлович Безруких, начальник управления научно-технического прогресса Минэнерго России. -- Там доля топлива из рапса приближается к 10%, вытесняя уголь, нефть и газ».
«Мы хотим, чтобы нефтяные компании России обратили внимание на производство топлива из биомассы», -- заявил г-н Безруких.
Прибалтийский филиал ЛУКОЙЛа -- Lukoil Baltija (LB) -- уже обратил. Как заявил рижской газете «Бизнес&Балтия» президент LB Иван Палейчик, именно стремление стран Балтии поскорее вступить в Евросоюз заставило компанию включить в свою стратегию использование рапсового масла. ЛУКОЙЛ намерен вложить 4 млн долл. в строительство завода по переработке рапса в местечке Укринай, в 20 км от Мажейкского НПЗ в Литве.
Завод будет закупать 30 тыс. т рапса у литовских крестьян и получать 10 тыс. т топлива ежегодно. Жмых планируется продавать в Европу на корм животным по 200 долл. за т. Завод заработает ровно через год.
Биотопливо будет продаваться в Литве, Латвии и Эстонии на бензоколонках ЛУКОЙЛа. Свой выбор Литвы в качестве производственной базы ЛУКОЙЛ объясняет климатическими факторами: «В Литве урожайность рапса выше, чем в Латвии, а в Эстонии это растение не выращивается вообще». ЛУКОЙЛ приводит в пример Чехию, где выращивается 1 млн т рапса ежегодно, и заверяет, что строит только первую очередь завода.
Ранее в Латвии аналогичный завод решил построить нефтяной трейдер Delta Technic, ссылающийся на трудности с транзитом российских нефтепродуктов, отсутствием в Латвии своей нефти и последние требования Евросоюза.
Последняя мода Европы, похоже, не скоро дойдет до России. «У нас достаточно нефтяных месторождений, чтобы обеспечить себя работой», -- сказал пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ