Время новостей
     N°191, 17 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2001
Презумпция виновности
Сахарный аукцион чуть не сорвали
Аукцион по продаже квот на импорт сырца на 2002 год вчера шел со скандалом. Одна из компаний-участников накануне написала письмо в правительство, в котором сообщила о ценовом сговоре других участников. Комиссия попыталась проверить эту информацию, но у нее это не получилось. После длительных совещаний и нескольких технических перерывов торги все-таки состоялись. В итоге компании истратили почти вдвое меньше денег, чем собирались.

Заявки на участие в торгах подавали 54 компании, но окончательный список участников вчера еще не был готов: суммы задатков, в рамках которых компании могли покупать лоты, не были подсчитаны. По неофициальной информации, на счета Минэкономразвития было перечислено 460 млн евро (в прошлом году -- около 300 млн). В 10 часов комиссия вместо начала торгов приступила к пересчету количества перечисленных на счета Минэкономразвития средств. В 10.50 компаниям наконец-то вручили суммы их задатков, но тут же был объявлен технический перерыв.

В это время в кулуарах появился представитель Европейско-Азиатской биржи, на которой проходили торги, и рассказал, что перерыв объявлен из-за поступившего в правительство письма от одной из компаний -- участниц аукциона. В письме, по словам участников аукциона, говорилось, что глава компании-правдолюба присутствовал при процедуре сговора крупнейших игроков, которые хотели купить квоты по минимальным ценам. Мнения относительно авторства письма разделились: одни участники уверяли, что правительство получило анонимку, другие намекали, что письмо родилось в одной из структур, входящих в состав «Альфа-Групп» (в аукционе от группы участвовала Объединенная продовольственная компания -- ОПК).

В 12.22 была сделана первая попытка начать торги. Однако был назначен огромный шаг цены: при стартовой цене лота в 25 тыс. тонн 1 млн евро его попытались продать за 1,8 млн евро (минимальный шаг должен был равняться 100 тыс. евро). Покупателей не нашлось, и был объявлен очередной перерыв.

Председатель аукционной комиссии, замминистра сельского хозяйства Владимир Логинов даже успел съездить в правительство. После его возвращения с какими-то бумагами было объявлено, что в письме содержатся неопровержимые доказательства сговора. Было решено все-таки торговать, и в 15.05 была сделана вторая, на этот раз успешная попытка начать торги.

После начала торгов к журналистам вышел замминистра по антимонопольной политике Константин Пармененков. «Письмо вчера было получено правительством, Минсельхозу поручено было разобраться, -- рассказал г-н Пармененков. -- Было решено сделать шаг цены на первом лоте 800 тыс. евро, чтобы проверить наличие сговора. Проверка показала, что сговора не было».

«Ходят слухи, что «Альфа» сообщила государству о сговоре, -- заявил глава московского представительства компании «Кубань-сахар», входящей в состав «Альфа-Групп», Сергей Миронов. -- Государство действительно узнало о сговоре участников. Реально в аукционе участвовали 23--24 компании, около 20 из них договорились. Все считают, что «Альфа» пользуется административным ресурсом, возможно, он есть». Однако свою причастность к письму г-н Миронов не подтвердил.

«Была попытка начать торги, но шаг цены не был принят участниками рынка, -- заявил перед началом торгов глава Сахарного союза Юрий Михайлов. -- Далее по регламенту комиссия должны была снизить шаг цены и попытаться продать лоты. Мы усматриваем в случившемся деструктивную попытку сорвать аукцион. Почему не действует регламент торгов? Был ли сговор, можно судить только по итогам торгов. Почему вдруг возникла презумпция виновности компаний? Это силовая попытка воздействия на сахарный рынок и срыва сахарного режима на следующий год».

Иностранные участники были настроены еще более радикально. «Это торпеда под весь курс России на вступление в ВТО, -- заявил представитель крупной международной компании -- победителя аукциона. -- Кто будет иметь дело со страной, которая не может провести аукцион по собственноручно разработанным правилам? Это огромный удар по репутации всех российских сахарников».

В итоге торги все-таки состоялись. Государство выручило 203,275 млн евро. Средняя цена лота составила 140 млн евро. Основными покупателями стали «Русагро» (22 лота), «Продимекс» (22 лота), «Сюкден» (15 лотов), Cargill (12 лотов) и ОПК (6 лотов). Мнения о причинах столь низких цен разделились: компании то ли испугались переноса торгов (тогда их убыток составил бы 1,5 млн евро в сутки), то ли просто решили, что купить квоты будет проще.

А в тот момент, когда у ОПК закончились средства на торговлю, участники торгов зааплодировали.

Анфиса ВОРОНИНА