|
|
N°191, 17 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
До последнего двигателя
Будут торговаться МАЗ и «Руспромавто»
Минский автозавод (МАЗ) -- крупнейший потребитель продукции Ярославского моторного завода (ЯМЗ), входящего в холдинг «Руспромавто», -- грозит своему партнеру остановкой, если тот повысит цены на свою продукцию. Представители МАЗа заявляют, что таким образом «Руспромавто» добивается от белорусского руководства уступок при включении предприятия в свой состав. В «Руспромавто» считают, что этот конфликт имеет сугубо экономическую подоплеку.
ЯМЗ поставляет в Минск до трети производимых двигателей, что составляет 90% потребности МАЗа. О намерении увеличить отпускные цены на двигатели ЯМЗа на 10--30% «Руспромавто» заявил еще в начале октября. С тех пор сторонам удалось договориться о повышении цен на 1,5--3%. На белорусском предприятии говорят, что это болезненное, но не критическое повышение. Руководитель центра общественных связей МАЗа Валентин Лопан сказал: «Это приемлемый уровень цен, при котором мы еще можем работать». Однако переговоры между представителями МАЗа и ЯМЗа продолжаются.
Очевидно, осознав неизбежность дальнейшего повышения цен, в конце прошлой недели руководство МАЗа публично заявило, что если это произойдет, предприятие остановится. Покупать двигатели по новым ценам МАЗ не сможет, а запасов двигателей на предприятии оставалось всего на неделю.
В Минске считают, что действия «Руспромавто» продиктованы стремлением добиться приемлемых условий включения МАЗа в свою структуру. В случае успешной реализации этих планов новая автомобильная империя будет контролировать больше половины продаж большегрузных автомобилей на рынках СНГ.
Белорусское руководство в принципе согласилось с предложением российской компании. Однако белорусские власти настаивают на том, чтобы владелец контрольного пакета акций МАЗа вложил значительные средства в техническое перевооружение завода. Официально сумма инвестиций не называется, однако в неофициальных разговорах фигурирует цифра 150 млн долл. При этом предполагается, что треть этой суммы должна быть предоставлена инвестором немедленно, в момент «вхождения» на предприятие. Как считают в Минске, угрозой резкого повышения цен на ярославские моторы Олег Дерипаска добивается принятия своих условий акционирования МАЗа.
В «Руспромавто» «политический мотив» повышения цен на продукцию ЯМЗа отвергают, обосновывая необходимость данного шага ростом издержек завода. При этом, по словам Сергея Черных, МАЗ как крупнейший потребитель ярославского предприятия имеет ряд преференций при покупке его продукции. В частности, ЯМЗ при поставках двигателей МАЗу предоставляет ему товарный кредит в размере до 15 млн руб.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск, Дмитрий СИМАКОВ