|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"В команде Чайки верных друзей Устинова не будет"
О кандидатуре нового "государева ока" - бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов
Я думаю, что кандидатура Чайки рассматривалась по принципу -- старый конь борозды не испортит. Конечно же, это не бесспорное назначение. Ведь президент мог назначить Чайку намного раньше. В апреле 1999-го он уже был и.о. генпрокурора, но потом уволился по собственному желанию.
Сейчас ситуация развернулась так, что Путин счел необходимым все же заменить Устинова. На мой взгляд, сделано это было из-за того, что связка Сечин -- Устинов -- силовики стала приобретать политическую окраску. В свое время они пытались воздействовать через главную военную прокуратуру на министра обороны Иванова. Так постепенно генпрокуратура приобрела фактор политики, который не понравился в конечном счете Путину. К тому же у меня есть основания полагать, что поменять Устинова на другого человека президента заставили и некоторые конкретные просчеты, конкретное недовольство его работой.
Что касается Чайки, если взять только формальную сторону, то его кандидатура неплохая. Это человек из прокурорской системы, у него есть большой опыт работы -- от прокурора субъекта федерации, первого замгенпрокурора до и.о. генпрокурора. К тому же опыт работы в Минюсте тоже ему идет только в плюс. Чайка гораздо приличнее смотрится, чем смотрелся на его месте г-н Устинов, ведет себя демократичнее.
Но, зная немножко реальный расклад и поработав с этим человеком немало, я все же считаю, что надежд на изменение курса в прокуратуре, на изменение подхода, когда на первом плане стояла позиция Кремля, а на десятом--двенадцатом -- требования закона при решении конкретных следственных и других ситуаций, этот курс не изменится. Как он был, так и будет продолжен. И Чайка будет так же, может быть, чуть более тонко и изощренно, нежели Владимир Васильевич (Устинов. -- Ред.), действовать в плане выполнения указаний кремлевской администрации. В этом смысле они похожи друг на друга как близнецы-братья при всей разности внешнего плана. Поэтому Кремль в этом случае мало что поменял.
Юрия Яковлевича Чайку в Москву в 1995 году пригласил я. Я его знал еще со студенческих лет, мы вместе учились. Потом в мою концепцию о должности первого замгенпрокурора входило, что этот человек должен знать реальное положение дел в стране, в субъектах федерации. А Чайка как раз прекрасно подходил на эту должность. Тогда он был прокурором Иркутской области, неплохо работал. Но по мере того, как он со мной вместе работал, я стал замечать его нерешительность, желание уйти от острых ситуаций, неумение брать на себя ответственность. Поэтому я немножко даже удивился, когда увидел его в числе претендентов на этот пост. Одно дело Минюст, там можно жить относительно спокойно, и совсем другое дело -- прокуратура, когда почти каждый день ты принимаешь непростые процессуальные решения, которые потом нужно оценить с точки зрения закона. Я не исключаю, что он, может быть, изменился за эти годы. Но мне кажется, уже в период нашей совместной работы он был сложившимся человеком, а люди мало меняются. Хотя, может быть, я не прав, не буду категорично утверждать.
После утверждения его в должности генпрокурора внутри системы непременно произойдут рокировки. Прокурорские перестановки будут в любом случае. И это даже не из-за дела о «Трех китах». Это право каждого набрать свою команду. И я уверен, что в команде Чайки верных друзей Владимира Васильевича Устинова не будет.
Записала Екатерина КАРАЧЕВА