|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таможенный Focus
Ford заставили платить 140 тыс. рублей за каждый проданный автомобиль
Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) вчера распространило заявление о том, что с 16 июня оно перестало предоставлять российскому заводу Ford -- ЗАО "Форд Мотор Компани" (Всеволожск, Ленинградская область) таможенные льготы при ввозе машинокомплектов для сборки автомобилей. «До 16 июня 2006 года "Форд Мотор Компани" имела право на беспошлинный ввоз в Россию в соответствии с таможенной квотой определенного количества машинокомплектов, -- говорится в заявлении. -- Однако поскольку автопроизводитель не смог довести локализацию своего производства в России до 40%, с этой даты таможенники Северо-Западной акцизной таможни оформляют автомобили без таможенных льгот». Эту информацию подтверждают и в правительстве Ленинградской области. Теперь, по данным таможенников, завод платит за растаможку одного автомобиля 140 тыс. руб. Это совершенно гигантская сумма, если сравнивать ее с начальной ценой Ford Focus -- прайс-листы на него начинаются с 11 720 долл. А потому перспективы этой модели в России становятся весьма мрачными.
В то же время Ford категорически отрицает претензии СЗТУ. Пресс-служба компании вчера сообщила СМИ: «ЗАО «Форд Мотор Компани» имеет необходимые 40% локализации выпускаемых автомобилей, о чем свидетельствует выданная правительством РФ квота на беспошлинный (выделено жирным шрифтом. -- Ред.) выпуск автомобилей (см. распоряжение правительства РФ от 19 мая 2006 года за №725-р)». На уточняющий вопрос «Времени новостей» о точном объеме локализации в компании ответили коротко: «40%». Впрочем, в указанном распоряжении правительства нет ни единого слова о локализации, а потому не совсем понятно, почему таможенники в одностороннем порядке решили его не исполнять.
Всеволожский завод Ford с 2002 года работает в режиме свободного таможенного склада, что позволяет ему беспошлинно ввозить комплектующие и пользоваться другими льготами. В этом году завод планирует вдвое по сравнению с прошлым годом увеличить производство -- до 68 тыс. машин.
На завод Ford во Всеволожске в последнее время неприятности сыплются как из рога изобилия. Компания ведет тяжбу с налоговой службой, которая потребовала вернуть в бюджет как раз те платежи, от которых автопроизводитель был освобожден по закону о льготах для инвесторов на территории Ленинградской области. В прошлом и нынешнем году профсоюз завода, недовольный зарплатой, неоднократно угрожал забастовкой.
Поскольку, по данным СЗТУ, "Форд Мотор Компани" не достигла необходимого 40-процентного уровня локализации производства (в следующем году эта доля должна составить уже 50%), еще в мае концерн прекратил направлять в ФТС документы на оформление автомобилей. После этого завод прекратил отгрузку в автосалоны. А ведь спрос на Focus огромен -- очередь, как известно, растягивается на девять месяцев. Количество автомобилей ежедневно увеличивалось на складе компании. Затоваривание привело к тому, что в начале июня конвейер был остановлен на пять дней. Затем предприятие возобновило сборку, но к дилерам первые автомобили после паузы пришли только в конце прошлой недели.
Таможенники говорят, что вновь оформлять автомобили Ford они начали только в прошлый четверг. Но теперь уже завод не пользуется никакими льготами: «Они не выполнили требование договора по локализации, поэтому как же они могут продолжать пользоваться льготами? Теперь компания полностью платит все таможенные сборы», -- говорит сотрудник СЗТУ.
Однако автопроизводитель говорит лишь о «задержке выпуска готовых автомобилей с территории завода «Форд». Ее причина, по сообщению пресс-службы компании, «состоит в том, что с конца мая таможня стала предъявлять новые требования по таможенному оформлению готовой продукции, значительно отличающиеся от тех, которые были на протяжении последних четырех лет работы завода в режиме свободного таможенного склада». А потому, «чтобы не увеличивать время ожидания автомобиля для клиентов, компания решила взять на себя финансовые риски и платить таможенные пошлины на готовую продукцию в расчете вернуть их в рамках действующего законодательства».
Тем самым «Форд» говорит, что не собирается повышать цены. Но рынок замер в ожидании: хотя дилеры и не слышали о планах Ford увеличить стоимость автомобилей, никто не берется предсказать, какие решения могут быть приняты из-за изменения условий растаможки.
Из-за претензий СЗТУ к уровню локализации производства возникают вопросы о предоставлении «Форд Мотор» льгот в будущем. Как известно, 1 июня Ford подал заявку в МЭРТ о переводе своего предприятия в режим промышленной сборки, который предусматривает таможенные и налоговые льготы. В МЭРТ «Времени новостей» сообщили, что пока решение о предоставлении компании статуса промсборки еще не принято. Источники же, знакомые с ситуацией, утверждают, что переговоры с министерством продолжаются, но пока «Форду» не удается договориться о ряде условий по предоставлению льготного режима. Другие источники утверждают, что никаких гарантий того, что «Форд» получит статус промсборки, пока дать нельзя.
Следует отметить, что власти Петербурга, где работает завод Scania и строятся заводы Toyota, Nissan и GM, понимают проблему локализации, а потому делают ставку не только на автосборщиков, но и на производителей компонентов. Со многими из них Смольный ведет переговоры и дает понять, что считает высоко вероятным создание в Петербурге производства деталей для автомобилей, необходимых иностранным концернам для выполнения условия по локализации. Кстати, в Петербурге уже строится завод Русской содовой компании по производству автомобильного стекла, в Ленобласти начал выпускать шины завод Nokian Tyres, а Toyota уже привела вслед за собой двух производителей комплектующих. На прошлой неделе стало известно о намерении канадской Magna, крупнейшего в мире поставщика автокомплектующих, производить в Петербурге широкую гамму изделий, вплоть до двигателей. На фоне всего этого требование 50-процентной локализации не выглядит для «Форда» настолько недостижимым.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Анна ЛАНДЕР, Вера СИТНИНА