|
|
N°191, 17 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Замах на рубль
Сенат готов законодательно обеспечить развитие федерализма
Совет Федерации берется укрепить и развить федеративные отношения в России. Сенатский комитет по делам федерации и региональной политике с подачи Рамазана Абдулатипова постановил, что необходима «Концепция правового обеспечения развития федеративных отношений в России».
Вчера, после четырехчасового обсуждения структуры будущей концепции, сенаторы, думцы и представители заинтересованных министерств решили, что правительству пора заняться ее разработкой. Конечно, при непосредственной помощи Совета Федерации и Госдумы. Принятие концепции позволит, говорится в итоговом документе слушаний в сенате, «в полной мере использовать в нормотворческой деятельности федеративный потенциал Конституции, придаст динамизм и эффективность развитию федеративных отношений».
В «Концепции правового обеспечения развития федеративных отношений» предполагается создать условия для «гармоничного взаимодействия» федеральных и региональных органов и местного самоуправления. Заодно -- обеспечить «защиту прав и свобод человека и гражданина на всей территории страны, равных возможностей развития и участия в государственных делах всех народов России».
Для этого предполагается: определить статус субъектов, взаимоотношения краев и областей, входящих в автономные округа; разработать механизм образования новых субъектов, изменения региональных границ; а также решить вопрос представительства регионов и народов при определении внутренней и внешней политики страны. И все это -- «с учетом этнической самобытности народов России в системе федеративных отношений».
Концепция должна очертить круг полномочий всех уровней власти и законодательно их отрегулировать. Но сначала предстоит определить роль местного самоуправления в системе федеративных отношений. Также предполагается законодательно разграничить предметы ведения и полномочия между федеральными и региональными органами власти и отрегулировать процесс взаимного делегирования полномочий, «отрегулировать механизм передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, и порядок контроля за их реализацией». По замыслу авторов документа, передача полномочий от одного уровня власти на другой должна происходить путем подписания двусторонних и многосторонних договоров и регулироваться законами.
Сенаторы хотят разработать и механизм действия «института федерального вмешательства, если субъект федерации или отдельные органы власти не выполняют обязанности, возложенные Конституцией или федеральным законом». В концепции, по мнению сенаторов, должны быть прописаны все варианты вмешательства -- от судебного разрешения споров между федерацией, регионами и органами самоуправления, до введения федерального правления. А право «осуществлять соответствующее вмешательство в деятельность субъектов федерации» предполагается дать не только президенту, но и Федеральному Собранию.
Правительство, похоже, не обрадовала предстоящая работа над концепцией, поскольку, по словам г-на Абдулатипова, «в своем отзыве оно высказало немало претензий к документу». Однако членов комитета по делам федерации, видимо, не пугает перспектива заменить всех (Госсовет, Минфедерации, Конгресс муниципальных образований и т.д.), кто пытался до них структурировать федеративные отношения в России и разделить полномочия между разными уровнями власти, поэтому они настроились на трудную и долгую работу. Заявив, что «федеративная демократия -- наиболее приемлемая и перспективная для России форма государственного устройства и управления», сенаторы намерены разработать для развития федеративных отношений не только правовое, но еще и «политическое, организационное, экономическое и культурно-информационное обеспечение».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ