Время новостей
     N°105, 20 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2006
Неполитический генпрокурор
Президент Путин увел прокуратуру с политического поля
Владимир Путин, как вчера стало известно, направил в Совет Федерации представление по кандидатуре на пост генерального прокурора РФ. Сенаторам предложено утвердить в этой должности 55-летнего Юрия Чайку, возглавляющего сейчас Министерство юстиции. Как ожидается, официально Совет Федерации рассмотрит это представление 23 июня, но уже понятно, что мероприятие это будет сугубо формальным. Спикер верхней палаты Сергей Миронов после встречи с г-ном Чайкой заявил, что «это хорошая кандидатура» и «каких-то особых вопросов в ходе ее обсуждения у сенаторов не будет».

Учитывая, что при Владимире Устинове прокуратура стала играть все более важную роль в политической и хозяйственной жизни страны, а сам генпрокурор постепенно превращался во влиятельную политическую фигуру, его неожиданная отставка, а также кандидатуры возможных его преемников вызывали острый интерес.

С одной стороны, Юрий Чайка -- коллега г-на Устинова, выходец из прокурорского корпуса, почти пять лет -- до прихода в Минюст -- проработавший заместителем тогдашнего главы ведомства Юрия Скуратова, а после отставки последнего некоторое время даже исполнявший обязанности генпрокурора РФ. Соответственно, как полагают наблюдатели, г-н Чайка вряд ли станет нарушать принципы корпоративной солидарности и не будет предпринимать каких-либо серьезных изменений по структуре, функциям и полномочиям Генпрокуратуры. Само ведомство при нем вряд ли претерпит серьезные изменения. Это уже вчера частично подтвердил и сам г-н Чайка, отметив, что пока не считает разумным лишать прокуратуру следственного аппарата и пересматривать систему генпрокуроров в федеральных округах.

С другой стороны, г-н Чайка хотя и работал в 90-е годы вместе с тем же Владимиром Устиновым (причем последний тогда был несколько ниже рангом), никак не может считаться его союзником или соратником. Некоторые полагают, что в период совместной работы в Генпрокуратуре они были даже скорее конкурентами. И теперь могут лишиться своих мест многие бывшие соратники Устинова, и вообще велика вероятность большой кадровой чистки -- как в центральном аппарате, так и в региональных подразделениях прокуратуры. Кроме того, без сомнения, будет «скорректирована» и политика Генпрокуратуры -- как по характеру собственных действий, так и по взаимоотношениям с другими структурами и политическими группировками.

За время работы и в Генпрокуратуре, и в Минюсте г-н Чайка зарекомендовал себя скорее как добросовестный исполнитель, нежели как самостоятельная политическая фигура. Стоит отметить, что за те шесть лет, что он проработал министром юстиции, это ведомство ни разу попадало в какие-либо серьезные скандалы, оно никогда не выступало с принципиальными инициативами, за исключением тех, что лежали в русле официальной политики государства и лично президента Путина. Так, Минюст при Юрии Чайке активно говорил о необходимости гуманизации отечественной пенитенциарной системы, и именно при нем количество заключенных в российских тюрьмах впервые за долгое время снизилось до цифры менее миллиона. Когда стала актуальной проблема борьбы с терроризмом, именно Минюст первым выступил с инициативой ужесточения уголовно-процессуальных санкций против террористов. А когда возникла дискуссия вокруг принятия закона, ограничивающего деятельность некоммерческих организаций, именно Юрий Чайка отправился в Страсбург для консультаций с экспертами Совета Европы. Стоит отметить, что г-н Чайка не забывал о «родном» ему на тот момент ведомстве, стараясь поднять его авторитет. При нем Минюст пытался «пробить» законопроект, расширяющий полномочия судебных приставов и дающий им право заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Что касается прежней работы г-на Чайки, то, например, весной 1999 года во время «великого противостояния» Кремля и Совета Федерации по поводу отставки тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова замгенпрокурора Юрий Чайка отказался отменять постановление о возбуждении уголовного дела в отношении своего опального шефа.

Отсутствие видимых политических амбиций и примерный послужной список, очевидно, и обеспечил сделанный президентом Путиным выбор преемника Владимира Устинова. В целом этот выбор не отрицает, а скорее подтверждает предположение, что отставкой г-на Устинова Владимир Путин ослабил «силовую» группировку в своем окружении, к которой относился прежний генпрокурор. Назначением Юрия Чайки прокуратура, вероятно, теперь будет выведена из-под прямого влияния не только этой, но и из-под возможного влияния каких-либо других властных группировок. В этой же связи российские прокуроры, как полагают наблюдатели, впредь будут стараться действовать более аккуратно, а также избегать громких заявлений еще до предъявления обвинений и открытого участия в бизнес- и политических войнах. Основным критерием их работы, судя по всему, станет ориентация не на те или иные "башни" Кремля, а на самого президента.

Хотя для многих назначение в генпрокуроры Юрия Чайки стало неожиданностью, в самих Минюсте и прокуратуре это изначально считали одним из очевидных вариантов. Однако именно из-за этой очевидности г-на Чайку и не причисляли к наиболее вероятным претендентам в преемники Устинова -- исходя из той логики, что Владимир Путин очень часто назначал на ключевые госдолжности мало кому известных людей.

Между тем в пресс-службе Генпрокуратуры корреспондента «Времени новостей» вчера заверили, что сотрудники ведомства «будут рады любому утвержденному генпрокурору, а тем более Юрию Чайке», которого там знают не понаслышке. Как оказалось, о его назначении в самой Генпрокуратуре знали еще 16 июня. Это новость пришла сразу после встречи министров внутренних дел, юстиции и генеральных прокуроров стран «восьмерки», где г-н Чайка последний раз представлял Россию как министр юстиции.

Тем не менее обстановка в Генпрокуратуре пока остается напряженной. Следственный состав ждет «перемен и увольнений». «То, что полетят головы почти всего руководства, в частности, заместителей генпрокуроров, никто уже не сомневается, -- рассказал "Времени новостей" один из высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры. -- Уже сейчас некоторые сотрудники пишут заявления на увольнение, не зная, чего ждать от нового руководства. Свою роль играют и последние события с возобновившимся делом о «Трех китах». Если бы не отставка Устинова, так оно, может, и пылилось на полке в архиве. А сейчас, я уверен, все виновные, оказывавшие давление на ход расследования, точно понесут наказание. И будут не просто отстранены от должностей, а привлечены к уголовной ответственности».

В Минюсте же от комментариев «до официального назначения» их теперь уже бывшего начальника воздержались, отметив только, что им «очень приятно, что заслуги Чайки оценены по достоинству». «Остается только надеяться, что работа под руководством Юрия Яковлевича продолжится. Многие с готовностью пойдут за ним в любую структуру», -- сказал источник в Минюсте.

===========================================================

Чайка Юрий Яковлевич. Родился 21 мая 1951 года в городе Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край) в семье секретаря Николаевского горкома КПСС. С 1968 по 1970 год учился в Политехническом институте в Комсомольске-на-Амуре, после чего служил в Вооруженных силах СССР. В 1976 году окончил Свердловский юридический институт (СЮИ), был знаком по институту с Юрием Скуратовым (который окончил СЮИ в 1973 году). Трудовую деятельность начал в 1976 году в прокуратуре Усть-Удинского района Иркутской области -- сначала стажером, затем следователем. В 1978--1979 годах был заместителем межрайонного прокурора Иркутской области. В 1979--1984 годах занимал должности прокурора Тайшетской транспортной прокуратуры, начальника следственного отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры. С 1984 года -- инструктор отдела административных органов Иркутского обкома КПСС, с 1986-го -- зампрокурора Иркутской области по следствию. В 1988 году назначен заведующим государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС. С 1990 года -- прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, с 1992-го -- прокурор Иркутской области. 16 ноября 1995 года был переведен в Москву на должность первого замгенпрокурора РФ. 2 апреля 1999 года указом президента назначен и.о. генпрокурора РФ. 9 августа 1999 года покинул пост, выйдя на пенсию. 17 августа 1999 года указом президента утвержден в должности министра юстиции в правительстве Владимира Путина. Дважды переназначался на этот пост -- в 2000 году в правительстве Михаила Касьянова и в 2004 году при премьере Михаиле Фрадкове. Награжден медалью за воинскую доблесть. Имеет почетное звание заслуженного юриста РФ. Женат, двое детей.

Виктор ПАУКОВ, Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Отставки и назначения в Генпрокуратуре и Минюсте