Время новостей
     N°105, 20 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2006
Незаметный человек Владимира Путина
Почему генеральным прокурором назначили Юрия Чайку
Газета "Время новостей" решила выяснить у политиков и политологов, как они относятся к предстоящему назначению генеральным прокурором России министра юстиции Юрия Чайки и как это скажется на работе обоих ведомств.

"Не исключено, что данное назначение может быть связано с дальнейшей реформой судебной системы"

Владимир КАТРЕНКО, заместитель председателя Государственной думы, заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:

-- Внесение президентом кандидатуры Юрия Чайки на пост генерального прокурора вполне логичный шаг. Юрий Чайка обладает прекрасными профессиональными качествами и большим опытом работы, необходимым для чиновника на должности генерального прокурора. Мы знаем его как подготовленного, грамотного, одного из самых квалифицированных специалистов. Отношение к Юрию Чайке у депутатского корпуса самое уважительное. Не исключаю, что данное назначение может быть связано с дальнейшей реформой судебной системы.

"Ставка сделана на его способность быть незаметным"

Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы:

-- Для меня решение назначить Юрия Чайку неожиданное. Неожиданное, потому что слишком банальное и ожидаемое. Решение не похоже на политическое. Это позитивно. Безусловно, Чайка профессионал, но на этом месте потенциал профессионализма реализовать не так просто. Негативно то, что ставка сделана скорее не столько на его профессиональные качества, сколько на способность быть незаметным. Незаметным, но пользующимся доверием. Для меня это также и очередное подтверждение того, что в окружении президента очень мало людей, которым он доверяет. И что в целом в системе власти продолжается кадровый голод. Фактически тасуется колода одних и тех же лиц.

Пусть кто-то и будет иронизировать, но мне все же жаль, что мы сейчас живем в стране, в которой кандидатура КПРФ вообще никак не заинтересовала власть. В то же время Виктор Илюхин не просто опытный профессионал и принципиальный человек, но в отличие от Чайки вошел бы в систему власти свежим человеком и очень остро посмотрел бы на ситуацию с коррупцией, преступностью и безопасностью. Очевидно, что такие люди сегодня во власти не нужны.

"Устинов искал себе работу"

Олег ШЕИН, депутат Государственной думы от фракции «Родина» («Народно-патриотический союз»):

-- Мне кажется, специфика Минюста все-таки сильно отличается от Генеральной прокуратуры. Генпрокуратура проявляет инициативу с точки зрения борьбы с преступностью -- с криминалитетом, с коррупцией. То есть это структура, которая по логике должна быть инициативной, искать себе работу сама. И действительно мы видим, что Устинов, несмотря на ту критику, которая звучит в его отношении, искал себе работу. Он открывал громкие дела -- кто-то считал, что они заказные, но сейчас мы понимаем, что львиная доля этих дел имеет под собой реальные основания. Ведомство Чайки совершенно иное, это чисто технический орган. В Министерство юстиции поступают материалы, например, связанные с регистрацией организаций. А Минюст в соответствии с законом занимается документацией. Мне трудно судить о том, как министр Чайка сможет войти в такую структуру, как Генпрокуратура. Он, бесспорно, является профессионалом, у него большой опыт работы в государственных структурах, но, думаю, ему будет сложновато.

"Главное,чтобы прокуратуру контролировало общество, а не только президент"

Сергей ИВАНЕНКО, первый заместитель председателя партии «Яблоко»:

-- Я думаю, Юрий Чайка будет вполне лоялен по отношению к нынешней власти в том смысле, что требования закона будут соблюдаться, но политические решения он будет иметь в виду всегда. Если говорить о самом институте прокуратуры, то, по моему мнению, для того, чтобы этот, по сути, силовой орган был под контролем общества, необходимо просто принимать конкретные законы. «Яблоко» в свое время, лет пять назад, вносило вместе с СПС закон об ответственности прокуратуры перед обществом. К сожалению, этот закон не был принят. На самом деле ключевой вопрос не в том, кто будет занимать пост генпрокурора, а в том, чтобы этот орган контролировало общество, а не только президент.

"С назначением Чайки ничего не изменится"

Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок:

-- С назначением Чайки ничего не изменится. У нас Генпрокуратура -- это не законодательный орган, не исполнительный и не судебный. Это острый карающий меч, который может быть использован бог знает в каких целях. Может, например, на шесть лет потопить дело «Трех китов», а может опять открыть. На самом деле, как я понимаю, предыдущий генпрокурор слетел во многом вследствие того, что он почувствовал свой особый статус, а в сочетании с г-ном Сечиным (замглавы администрации президента Игорь Сечин. -- Ред.) ощутил себя чем-то большим, чем даже президент. Президент это тоже почувствовал и дал понять, кто в доме хозяин. Я так понимаю, глава государства ослабил сечинскую группу внутри властной элиты, но не уничтожил, чтобы оставалась система сдержек и противовесов. Наверное, Чайка будет все-таки не сечинский человек, а путинский.

"Чайка быстро войдет в прокурорский ритм"

Максим ДИАНОВ, директор Института региональных проблем:

-- Юрий Чайка -- представитель правоохранительной системы, и в этом заключается техническая часть вопроса. Политическая часть состоит в том, что он не нарушает баланса сил, о котором беспокоится Владимир Владимирович Путин, чтобы ни одна группа не усиливалась по отношению к другим. На место Чайки, как мне кажется, придет также кто-то из системы Минюста. Несколько инициатив на эту тему есть у Общественной палаты -- как раз по изменению системы юстиции. Может быть, найдется кто-то, кто будет готов двигать реформу. Думаю, Чайка быстро войдет в прокурорский ритм, который он знает, к нему уже все привыкли. А министром юстиции станет кто-то, кто сможет, не будучи сдерживаем ничем, реформировать систему юстиции. Этот вопрос назрел уже давно.

"Думаю министром юстиции станет Дмитрий Козак"

Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

-- Все довольно просто: Юрий Чайка по своей биографии прокурор, он довольно долго работал заместителем генерального прокурора, а потом и исполняющим обязанности. Он знает всех ключевых людей. А поскольку президент явно хочет продолжать антикоррупционный прессинг, то, с одной стороны, он предлагает на должность генпрокурора человека, который знает ключевых людей, а с другой -- освоил западный политес и не втравит Россию в какой-либо скандал. По крайней мере в преддверии встречи "большой восьмерки" можно будет сказать, что Россию представляет человек с европейским политесом. Думаю, на место Чайки в Минюст придет Дмитрий Козак, потому что там нужно заниматься законодательством, анализом и т.д. Сегодня при Чайке Минюст несколько вялый орган. А в нормальных, сильных государствах этот орган очень энергичный и существенный. Собственно, Минюст должен осуществлять координацию всей законодательной работы, проводимой Государственной думой. По-правильному именно министр юстиции должен приходить в Думу и быть уполномоченным представителем исполнительной власти. Сегодняшняя ситуация, когда по каждому закону в Думу приходит свой представитель, не вполне нормальна. Должна быть систематическая работа Министерства юстиции с Думой. Кроме того, Минюст должен работать с другими министерствами и ведомствами, разбираться, что они там волокут в Думу, и обеспечивать систематизацию и единство законодательного процесса со стороны правительства. А то получается то, что я называю законодательной шизофренией, когда каждый закон пишется на основе своей концепции и эти концепции друг с другом никак не стыкуются.

//  читайте тему  //  Отставки и назначения в Генпрокуратуре и Минюсте