|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От ОБСЕ нужен «добротный политический продукт»
21--22 июня генсек Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) француз Марк Перрен де Бришамбо встретится в Москве с руководством МИДа и Совбеза для обсуждения путей урегулирования конфликтов в Южной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе и Приднестровье, а также проблем реформирования самой ОБСЕ. Спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила в Вене постпреда России при ОБСЕ посла Алексея БОРОДАВКИНА о его оценке деятельности организации, в которую входят 55 стран.
-- Не свидетельствует ли тот факт, что саммит ОБСЕ собирался последний раз в 1999 году в Стамбуле, об утрате организацией своего веса?
-- Да, роль ОБСЕ в европейской политике уже не та, что в 70--90-е годы. Вопреки усилиям России и ряда других государств деятельность организации по военно-политическим вопросам находится в состоянии стагнации. Без особого энтузиазма воспринимаются наши идеи по противодействию новым вызовам, в первую очередь терроризму. С трудом проходят российские инициативы по оживлению экономической составляющей ОБСЕ. А работа ОБСЕ на гуманитарном направлении ориентирована только на СНГ и Балканы. В итоге ОБСЕ «не дотягивает» до других международных структур на евроатлантическом пространстве. Хотим через реформу помочь ОБСЕ определить свою нишу в новой европейской архитектуре безопасности, найти правильный функциональный и географический баланс приоритетов и превратиться в эффективную организацию.
-- Несмотря на функциональные и географические перекосы, ОБСЕ все же востребована.
-- ОБСЕ -- та площадка, где возможен многосторонний поиск решений международных проблем. Она уникальна по составу: охватывает ЕС и другие западноевропейские государства, Балканы, США, Канаду, страны СНГ. Преимущество ОБСЕ -- в ее основополагающем принципе: всеобъемлющем подходе к безопасности. В ОБСЕ взаимодействуют очень разные страны на основе единых демократических ценностей и обязательств. Важен и потенциал ОБСЕ для диалога цивилизаций. Ведь в ней объединены страны, население которых исповедует все основные мировые религии.
-- Реформируется ли деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) в сфере мониторинга и оценки выборов на пространстве ОБСЕ?
-- Совет министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Любляне в декабре 2005 года принял решение, что государства -- участники ОБСЕ зададут БДИПЧ тревожащие их вопросы. Россия свои вопросы уже направила в бюро. Они касаются деполитизации оценок выборов и прозрачности соответствующих миссий, их разумного распределения по странам как к востоку, так и к западу от Вены. Важно обеспечить в миссиях географически сбалансированное представительство, исключить «двойные стандарты» при оценке выборов, не допустить дестабилизации этими оценками внутриполитической ситуации в наблюдаемых государствах. Увы, стремления со стороны БДИПЧ учесть наши рекомендации пока маловато. Но мы работаем над тем, чтобы к декабрьскому СМИД ОБСЕ в Брюсселе были подготовлены проекты значимых решений по реформе.
-- В феврале ОБСЕ провела семинар по военным доктринам. Что-то изменилось после этого?
-- Семинар, проведенный по российской инициативе, рассмотрел возможности совершенствования военных доктрин государств-участников с учетом произошедших колоссальных изменений в области военной безопасности. Важно форсировать «расставание» с остаточными элементами военно-политического противостояния, сотрудничество в этой области. В ходе семинара российские представители сосредоточились на этом, но адекватный отклик услышали не от всех партнеров.
-- Какова позиция ОБСЕ по конфликтам на постсоветском пространстве?
-- Единого подхода зачастую выработать не удается. Исключение -- лишь тройка сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) по нагорно-карабахскому урегулированию. Представители ОБСЕ выступают посредниками и на переговорах по мирному разрешению южноосетинского, приднестровского конфликтов. Но решающая роль там принадлежит не ОБСЕ. Главное, чтобы сами стороны в конфликтах проявляли волю к мирному урегулированию и, конечно, полностью исключили возможность применения силы.
-- Когда ожидаются результаты реформирования ОБСЕ?
-- Момент истины -- декабрьский СМИД в Брюсселе. От того, удастся ли выйти на подлинную реформу ОБСЕ, будет зависеть и дальнейшая линия России в отношении организации, включая вопросы ее финансирования. Наш взнос должен быть мотивирован производимым ОБСЕ добротным, устраивающим нас «политическим продуктом».
|