|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пляжный референдум
Каталонцы приняли новый статус, не приходя на участки
Теплая погода, установившаяся в воскресенье в Каталонии, в то время как в других регионах Испании бушевали ливни, грозы, град, сильные ветры и даже наводнения, существенно снизила явку на референдуме по вопросу нового статуса этой автономной области. Многие каталонцы, соскучившиеся по хорошей погоде, загорали на пляжах Коста-Бланка и не посчитали нужным прийти к избирательным урнам. В результате в референдуме, за который каталонцы так долго и упорно боролись, приняли участие 49% из пяти с лишним миллионов избирателей в Каталонии.
Остальные, возможно, посчитали, что результаты плебисцита предопределены. 73,9% из проголосовавших выступили за новую «конституцию» области, расширяющую самоуправление Каталонии и признающую ее национальную самобытность. Только 20,8% выступили против, еще около 5% опустили в урны незаполненные бюллетени.
Оппозиция в лице Народной (консервативной) партии, выступавшей против пересмотра автономного статуса Каталонии, принятого еще в 1979 году, расценила итоги референдума по-своему. Ее лидер Мариано Рахой подчеркнул, что каталонскую «конституцию» одобрил лишь каждый третий житель края, и призвал главу правительства социалиста Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (на снимке) «прервать процесс принятия нового статуса».
У Левой республиканской партии Каталонии, также призывавшей сказать «нет» новому статусу, но с противоположных позиций, -- своя трактовка результатов референдума. По ее мнению, жители области воздержались от голосования потому, что были недовольны, ведь парламент Испании сильно урезал их первоначальные требования.
В новом статусе Каталонии не содержится даже упоминания о каком-либо отделении от Испании, хотя в стремлении к этому консерваторы обвиняли умеренных каталонских националистов и якобы «поощряющих» их социалистов. Радикальность изменений, которые должны войти в силу в июле вслед за утверждением документа королем Хуаном Карлосом, весьма относительна. Нововведения носят скорее моральный характер. В преамбуле Каталония признается «нацией, народ которой имеет исторические права», что вызвало жаркие споры, хотя далее в тексте речь идет лишь о «национальном образовании», поддерживающем с центральными властями Мадрида равноправные «двусторонние отношения». Ранее Каталония именовалась «национальным образованием в виде автономной области». Каталонский и кастильский (по-другому -- испанский) языки вновь провозглашаются государственными языками края, которыми отныне должны владеть все жители Каталонии. Новый статус расширяет полномочия властей на местах, усиливает роль Верховного суда Каталонии, создает в области новые судебные и надзирающие органы, в том числе Генпрокуратуру.
Каталонские власти получили дополнительные полномочия в сфере безопасности, обеспечения социальной защиты населения, управления железными дорогами в пределах края, установления квот для приема иностранной рабочей силы, контроля над водными ресурсами и гидравлическими сооружениями, а также торговлей.
В Каталонии появится свое управление по сборам налогов, которое будет взаимодействовать с общенациональным управлением. Мадрид передаст Каталонии право оставлять у себя 50% налогов с физических лиц и налога на добавленную стоимость, а также 58% специальных налогов на горюче-смазочные материалы, алкоголь и его производные, включая вино.
Особого сепаратизма во всем этом не видно. И уж точно не усматривается причин для произнесения тревожных тостов высокопоставленными испанскими военными, требовавшими накануне плебисцита пресечь наметившийся распад единой Испании. С таких позиций выступил на днях на обеде в военной академии в Сеговии бывший начальник генштаба сухопутных сил генерал Альфредо Пардо де Сантайана. Руководство армии потребовало от генерала-резервиста объяснений. Тот тут же принес извинения и заявил, что он «не так выразился» и его «не так поняли».
На этом «звон сабель», поднявшийся за Пиренеями в связи с референдумом в Каталонии, затих. Надолго ли? Впереди плебисциты по новым статусам в других, более конфликтных, автономных областях Испании, в той же Стране Басков.
Хуан КОБО, Барселона