|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Еще не Джефферсон, уже не Сталин»
Мадлен Олбрайт прочла краткий курс истории современной России
Мадлен Олбрайт, занимавшая пост госсекретаря США во время второго президентского срока Билла Клинтона, приехала в Россию с двухдневным визитом. Вчера она выступила с обращением к иностранным инвесторам на 10-й конференции «Ренессанс Капитал». Г-жа Олбрайт тепло отозвалась о правлении Владимира Путина, раскритиковала вице-президента США Дика Чейни за несвоевременность антироссийской речи в Вильнюсе и выразила опасение формированием энергетического партнерства Москвы и Пекина.
Бывшая глава американской дипломатии прибыла в российскую столицу в качестве старшего партнера консалтинговой фирмы The Albright Group и тут же призналась, что переход с госслужбы в бизнес изменил ее взгляды на многие вещи, в том числе и на происходящее в России. «Русские хотели изменить систему, с открытыми объятьями приняли демократию, несмотря на отсутствие полного понимания, что это такое, -- сообщила г-жа Олбрайт. -- В итоге первая фаза демократического развития в стране в начале 90-х годов выглядела настоящим адом. Качество жизни резко упало, люди пострадали даже больше, чем после войны, а все реформы вели к очередным спекуляциям и мошенничеству». В то время, по ее словам, инсайдеры и их подельники покупали активы и накапливали миллиарды долларов на офшорных счетах.
«Когда Владимир Путин стал президентом, я была поражена контрастом с предшественником, -- призналась г-жа Олбрайт. -- Мы с ним встречались, и он четко говорил, что Россия не может процветать, если деньги уходят из страны, а на пути внешних инвестиций стоят барьеры». После чего г-жа Олбрайт дала один из самых ярких ответов на вопрос «кто такой мистер Путин», так занимавший умы западных политиков и аналитиков шесть лет назад. «Владимир Путин, конечно же, еще не Томас Джефферсон (автор Декларации о независимости США. -- Ред.), но нельзя сказать, что он Иосиф Сталин, -- заявила она. -- Использует свои полномочия как на благо страны (и это выражается в солидном экономическом росте), так и на аккумулирование власти».
Мадлен Олбрайт не согласна с мнением, что Россия идет «не туда», которое в последнее время активно культивируется на Западе. «И как мы видим по рейтингу колоссальной популярности Владимира Путина, российское население тоже не поддерживает эту точку зрения», -- заметила она. Более того, по ее мнению, не стоит слишком уж давить на Москву и «уязвлять национальную гордость русских». Г-жа Олбрайт считает, что вильнюсская речь Дика Чейни была совершенно несвоевременной. «Многое из сказанного Чейни было абсолютно правильным, но дипломатия -- это искусство, и надо выбирать, что говорить и где говорить, -- пояснила она журналистам после выступления на конференции. -- Мы считаем, что Россия имеет колоссальное влияние и может поспособствовать разрядке ситуации вокруг иранской ядерной программы».
Экс-глава госдепа объяснила, как, с ее точки зрения, должно выглядеть искусство дипломатии. «По некоторым критериям, в частности по проблемам демократии, открытости и функционированию институтов в России, к Москве есть вопросы, и надо использовать саммит «большой восьмерки» для их обсуждения», -- полагает она. Но при этом отказалась рефлексировать на тему о правомерности вхождения России в элитный клуб. «Есть и более насущные проблемы, в частности, нужно ли «большой восьмерке» расширяться, например, до «большой десятки», то есть практически те же дискуссии, что ведутся и по поводу реформирования ООН, ЕС или НАТО», -- заявила г-жа Олбрайт.
Не стала она называть и конкретные причины торможения переговоров Москвы и Вашингтона по поводу присоединения России к ВТО. «От Москвы ждут определенных шагов, насколько я понимаю. А предсказать, как пойдет процедура одобрения вхождения России в эту организацию в конгрессе Соединенных Штатов, я не возьмусь», -- сказала она, отвечая на вопрос «Времени новостей». По ее словам, возможен серьезный торг между демократами и республиканцами с задействованием таких острых тем внутренней политики, как бюджет или ситуация в Ираке.
Модной сейчас теме глобальной энергетической безопасности экс-госсекретарь уделила крайне мало времени. И лишь отметила усиление глобальной конкуренции за энергоресурсы и беспокойство по этому поводу от Вашингтона до Берлина. В беседе с журналистами она подчеркнула, что исход международной борьбы за доступ к углеводородам во многом зависит от позиции России. В том числе от вопроса, будет ли Москва помогать Китаю удовлетворять его растущие нужды в сфере потребления энергоресурсов и в каком объеме.
Алексей ГРИВАЧ