|
|
N°104, 19 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правила отъема денег
Налоговые начальники признают, что их подчиненные не научились общаться с гражданами
Федеральная налоговая служба (ФНС) на прошлой неделе выпустила официальные разъяснения, запрещающие инспекторам принудительно заставлять плательщиков сдавать отчетность в электронном виде. Разъяснения очередной раз доказывают, что для соблюдения фискалами на местах даже самых элементарных и предельно ясно прописанных в Налоговом кодексе норм требуется дополнительное указание из Москвы.
Как напоминают в ФНС, налоговая декларация может представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде лично налогоплательщиком, его представителем. Она может быть направлена по почте с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговые органы имеют право лишь рекомендовать плательщикам представлять отчетность в электронном виде, пишут в разъяснении специалисты управления по работе с налогоплательщиками и модернизации налоговых органов. И на всякий случай перечисляют преимущества, которые несет использование телекоммуникационных каналов связи. Это и экономия рабочего времени, и отсутствие дублирования на бумажном носителе, и оперативность обработки информации, и даже возможность оперативного вступления с инспектором в виртуальный диалог.
Налогоплательщику нужно для этого лишь купить программное обеспечение и выбрать специализированного оператора связи. Хотя в каждом регионе такие услуги, как правило, монополизированы. Однако далеко не у всех, особенно в провинции, есть возможность потратить деньги на такую программу. И тем, у кого фискалы отказываются принимать документы в бумажном виде, приходится идти окольными путями.
Предприниматели, впрочем, и сейчас не уверены, что разъяснение Федеральной налоговой службы по предоставлению отчетности серьезно облегчит им жизнь. Скорее инспектор в каждом конкретном случае будет требовать то, что удобно именно ему. "Не случайно в некоторых инспекциях не отказываются от бумажной отчетности, ведь хранящиеся кипы бумаг позволяют вспомнить много подробностей из жизни каждого плательщика", -- говорит генеральный директор фирмы «Новые экотехнологии» Олег Тимофеев. "Субъективизм инспекций и отдельных инспекторов настолько высок, что возник новый вид консалтинга -- в какой налоговой инспекции лучше вставать на учет", -- поясняет председатель совета директоров компании «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
Как признают сами налоговики, разъяснения из Федеральной налоговой службы отнюдь не всегда являются прямым указанием к действию для рядового чиновника налоговой службы. Несмотря на давно декларируемое Министерством финансов и ФНС стремление к унификации и единообразию действий налоговых инспекторов по всей стране, от Камчатки до Калининграда, эти начинания пока довольно далеки от претворения в жизнь. Идеальный образ бюрократа (в хорошем понимании этого слова) -- «чиновник не должен думать, он должен выполнять инструкции» -- пока остается идеалом.
В московском УФНС уверяют, что причиной некорректного поведения отдельных инспекторов может являться банальный кадровый голод. «Если в составе чиновников налоговой службы осталось лишь 5% тех, чей опыт превышает 15 лет, то вполне легко себе представить, что не знающий досконально налогового законодательства человек может и нагрубить плательщику, задающему сложные вопросы», -- поясняет начальник отдела ресурсных и имущественных налогов УФНС Москвы Александр Меньков.
Созданный год назад ФНС для внутреннего, но обязательного использования регламент общения налоговых инспекторов с налогоплательщиком ситуацию не исправил, признают чиновники. «Кто писал регламент, не имеет никакого представления о буднях налоговых органов», -- говорит г-н Меньков. -- «Инспекторы -- люди, а у разных людей разные подходы». Упрощать общение налогоплательщиков с налоговиками нужно начиная не с высоких материй, а хотя бы с того, чтобы снизить количество отчетности, введя единый срок уплаты по всем видам налогов, считает представитель УФНС Москвы.
Ирина СКЛЯРОВА