|
|
N°104, 19 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нанопроект по своей значимости сравним с атомным и космическим»
Совсем немного времени потребовалось отечественным ученым, чтобы приступить к реализации новой правительственной программы "Развитие нанотехнологий в России". Еще только в мае министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказывал президенту о необходимости создания национальной лаборатории, в которой бы координировалась вся работа по нанотехнологиям и распределялись бы государственные средства на исследования. А уже в июне состоялось открытие пилотного Научно-технического центра развития нанотехнологий. Центр, финансируемый правительством России, приобрел и уникальные просвечивающие электронные микроскопы производства американской компании FEI. Это оборудование позволит российским исследователям заниматься созданием наноизображений, наноманипуляциями и анализом. О перспективах развития нанотехнологий в нашей стране корреспонденту «Времени новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказывает ученый секретарь совета по науке, технологиям и образованию при президенте России, директор РНЦ «Курчатовский институт» Михаил КОВАЛЬЧУК.
-- Михаил Валентинович, последнее время очень много говорится о том, что нанотехнологии стали одним из приоритетных направлений науки. Что стоит за этим сугубо научным названием?
-- Раньше мы шли сверху вниз, то есть двигались в сторону миниатюризации создаваемых предметов. Сейчас мы идем снизу, с уровня атомов, складывая из них, как из кубиков, нужные материалы и системы c заданными свойствами. В этом суть нанотехнологий -- атомно-молекулярное конструирование. Создание материалов с необходимыми параметрами принесет ощутимые выгоды и в экономии энергетических и материальных ресурсов. Сейчас это особенно актуально, так как мировые энергоресурсы в значительной мере исчерпаны. Нанотехнологии существенно повлияют, таким образом, и на экономический уклад мира.
-- Не слишком ли это утопическое воззрение?
-- Любая система развивается по определенным законам: накапливаются знания, потом они трансформируются в технологии, как только появляются технологии -- возникают производства. В начале ХХ века, после открытий Резерфорда--Бора, было выявлено пространственное строение атома и атомного ядра. Фактически это стало толчком для перехода от классической картины устройства мира к квантовой, что привело к научной революции ХХ века, самым ярким выражением которой стал атомный проект. Мы перешли от фундаментальных исследований к ускорителям, от ускорителей к атомной бомбе, от бомбы к атомной электростанции. Результатом этого стало появление новых технологий, новой науки. Но самое главное -- изменилось геополитическое лицо мира.
Любая технологическая революция -- весьма длительный процесс, в том числе и нанотехнологическая. Она займет десятилетия: технологии постепенно будут замещаться на более современные.
-- Почему же тогда мы говорим сегодня настолько всерьез о том, что является фантастикой далекого будущего?
-- Чтобы то, что мы сейчас считаем фантастикой, как можно скорее стало реальностью. Вспомним этапы познания человеком окружающего мира. Сначала наука об окружающем мире называлась естествознанием, а ученый, который пытался этот мир изучать, -- естествоиспытателем. Постепенно из этого непознанного целого человек начал вычленять сегменты, доступные для анализа. Таким образом появились научные дисциплины: химия, физика, биология и т. д. Следующим этапом стала еще более узкая специализация, и в результате на сегодняшний день существуют сотни и тысячи различных узкоспециальных направлений в науке. Отраслевой принцип знаний привел в том числе и к отраслевому принципу организации экономики. На следующем этапе, уже в ХХ веке, стали зарождаться интегрированные межотраслевые технологии: космонавтика, энергетика, микроэлектроника. Затем появились принципиально новые технологии -- информационные технологии, ставшие надотраслевыми. Информационные технологии явились неким обручем, который объединил все узкоспециализированные научные направления и различные отрасли экономики. И совсем недавно появились нанотехнологии, внутренняя логика развития которых призвана соединить существующую межотраслевую науку и экономику в единую картину естествознания, но уже на новом, атомарном уровне развития цивилизации.
Допустим, вам нужно создать антропоморфный биосенсор, подобный человеческому органу зрения, слуха и пр. Чтобы получить результат, требуется привлечь к решению вопроса 10--15 специалистов разных направлений. Каждый из них отдельно, даже зная суть комплексной задачи, решить ее не сможет, так как является специалистом в небольшой части предложенной задачи. Но и вместе они могут ее не решить -- их надо координировать, научить говорить на понятном друг другу языке. В этом есть задача нанотехнологий - в изменении подхода к организации науки. Государство, которое первым поймет необходимость междисциплинарного подхода, первым начнет делать шаги к преодолению разобщенности научного сообщества, обеспечит себе экономическое лидерство и национальную безопасность на ближайшие десятилетия.
-- Производятся ли у нас нанопродукты или только идет изучение технологий?
-- У нас уже производится целый ряд нанопродуктов, востребованных на рынке: наномембраны, нанопорошки, нанотрубки. Большой прорыв сделан в наноэлектронике, успешно внедряются новые открытия в медицину.
-- Каковы шансы России на светлое нанобудщее?
-- Россия является одним из важнейших элементов мировой нанотехнологической системы. Несмотря на трудности последнего десятилетия, у нас сохранился мощный технический и кадровый потенциал. Мы находимся в равных стартовых условиях и с Америкой, и с объединенной Европой.
|