|
|
N°104, 19 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть ли жизнь без нефти?
В последние месяцы самой модной темой в мировой энергетике стало биологическое топливо -- разнообразные заменители нефтепродуктов, изготовленные не из ископаемого, а из растительного или животного сырья. Новости и аналитические статьи по поводу биодизеля, биоэтанола и прочих экологически чистых видов горючего заполонили СМИ. Пожалуй, главным инициатором этого поветрия стал президент США Джордж Буш: в начале февраля этого года в своем обращении к конгрессу он заявил, что Америке нужна энергетическая безопасность. По его словам, страна слишком сильно зависит от импорта нефти, потому, дескать, нужно развивать не только собственную добычу энергоносителей, но и альтернативную энергетику. При этом программы развития биотопливной промышленности получили не только устное благословение Буша, но и обещания финансовой помощи. Власти США намерены субсидировать развитие новых технологий по производству топлива из «подножных» материалов -- от кукурузы до соломы. Цель -- к 2025 году сократить импорт нефти на три четверти. Президентские призывы к переходу на биотопливо немедленно вывели эту тему из области энергетической экзотики в разряд основных мировых проблем.
Автомобили на спирту и трактора на масле
Большинство из нас о том, что такое загадочное биотопливо, практически ничего не знает. (Впрочем, большинство весьма слабо представляет себе и то, из чего состоят привычный всем бензин или самая банальная солярка.) В самом первом приближении биотопливом является некая смесь горючих веществ, получаемых из растительного сырья. Сейчас чаще всего в качестве будущего заменителя бензина продвигается этанол -- знакомый каждому взрослому человеку этиловый спирт. Только не очищенный питьевой, который в водке, а технический. Для цилиндров автомобильных двигателей качество этанола не столь важно, как для желудков, тут главное, чтобы биотопливо горело. Таким образом, биоэтанол -- это просто крепкая самогонка. На самом деле в двигателях обычно используется не чистый этиловый спирт, а его смесь с обычным бензином. Такое топливо считается более экономичным и менее вредным для окружающей среды. Пить такую смесь невозможно, а вот моторы «кушают» это горючее весьма охотно.
Впрочем, этиловым спиртом перечень видов топлива не исчерпывается. В качестве биодизеля, к примеру, может использоваться соответствующим образом переработанное растительное масло -- на его основе получают легковоспламеняющиеся метиловые эфиры жиров. Кроме того, есть идеи по изготовлению горючего из других спиртов -- метилового, бутилового и т.п. Правда, старый добрый этанол гораздо удобнее -- за сотни лет человечество научилось гнать самогон почти из любого растительного продукта -- от благородной пшеницы до сосновых опилок. Этот процесс нам знаком и хорошо технически продуман, тогда как получение иных спиртов все же требует дополнительных технологических ухищрений и, соответственно, чуть больших затрат на оборудование.
Биотопливо считается относительно недорогой альтернативой ископаемым углеводородам. Впрочем, его относительная дешевизна условна. Хоть какой-то экономический смысл в его производстве появляется лишь тогда, когда цены на нефть взлетают до нынешних запредельных высот. Стоило бы «черное золото» дешевле, о биоэтаноле или биодизеле вряд ли бы заговорили как об энергетической панацее. Кроме того, переход к массовому производству горючего из кукурузы или целлюлозы требует солидных инвестиций. Традиционная нефтепереработка, обеспечивающая всю планету бензином, мазутом и дизельным топливом, развивалась более сотни лет. За это время все технологические процессы отлажены практически до совершенства, по всему миру стоят тысячи заводов, заправок, нефтеналивных терминалов, протянуты сотни тысяч километров нефтепроводов. Для того чтобы хотя бы частично заменить нефтепродукты этиловым спиртом или биодизелем, мировой индустрии придется создать практически с нуля инфраструктуру для новой отрасли -- построить фабрики, склады, создать систему поставки сырья и распределения готовой продукции.
Но после того, как тема биотоплива вошла в моду, в эту область начали инвестировать крупные международные концерны, в первую очередь, энергетические. Размер обещанного финансирования подчас весьма впечатляет. Например, на прошлой неделе «Бритиш Петролеум» пообещала в течение следующего десятилетия вложить в научные исследования в этой области около полумиллиарда долларов, корпорация Chevron решила выделить только на один биотопливный проект (совместно с Технологическим институтом Джорджии) 12 млн долл. В прошлом месяце тот же Chevron инвестировал 3,5 млн долл. в техасскую компанию по производству биодизеля. Нефтяные концерны упорно рвутся в альтернативную энергетику, надеясь, видимо, что если не в ближайшие годы, то в ближайшие десятилетия эта отрасль будет приносить солидные барыши. Кроме нефтяников, биогорючим интересуются и автомобильные концерны. DaimlerChrysler и Volkswagen решили вложиться в экспериментальный проект немецкой компании Choren, которая намерена построить в Саксонии завод по производству дизельного топлива из «биомассы» -- разнообразных растительных материалов. Используемая здесь технология позволяет получать из четырех литров сырья около литра биодизеля.
Но дело не только в дешевизне этанола или растительного масла: использование биологических эрзацев бензина и солярки меньше вредит окружающей среде. Из-за этого иногда биогорючее даже называют «зеленым топливом». Например, энтузиасты биодизеля особенно отмечают то, что в этой жидкости нет вредных соединений серы, тогда как практически любая солярка из нефти непременно содержит подобные примеси. Экологический фактор может сыграть важную роль в судьбе биогорючего: разнообразные «зеленые» движения, ратующие за невмешательство человека в окружающую среду, способны не только сформировать общественную моду на растительные заменители нефтепродуктов, но и эффективно лоббировать в структурах власти интересы растущей биотопливной промышленности.
Догнать и перегнать Бразилию
Пионером биотопливного производства считается Бразилия. Здесь спиртовое топливо для автомобилей начали использовать еще в 70 годах прошлого века. Долгое время южноамериканский опыт считался тропической экзотикой: дескать, раз уж в этой стране нефти мало, а сахарного тростника полным-полно, то здесь сам бог велел на спирт переходить. Сейчас в Бразилии биоэтанол обеспечивает до 40% потребностей в топливе, и ни одна страна мира пока по уровню развития альтернативной топливной промышленности с этим государством сравниться не может.
Впрочем, если мода на биогорючее сохранится, а цены на ископаемые углеводороды не упадут, то по бразильскому пути пойдут многие. Амбициозные планы властей Малайзии озвучил в марте этого года министр по делам плантаций Чин Фа Куи. Эта страна уже со следующего года намерена полностью отказаться от дизельного топлива, сделанного из нефти. Вместо этого автомобили должны ездить на биодизеле, которое производится здесь в основном из пальмового масла. Более крупные державы пока не готовы к полному отказу от ископаемого топлива, чаще всего речь идет о постепенном внедрении биоэрзацев. Евросоюз пока строит осторожные планы по переводу на экологически безопасное биотопливо каждого десятого автомобиля. Правда, по плану этот рубеж должен быть достигнут лишь к концу этого десятилетия. Впрочем, другие страны в своих прогнозах еще скромнее: австралийское правительство, к примеру, ожидает, что к тому же 2010 году на Зеленом континенте будет производиться 350 млн литров биогорючего. А это составляет менее 1% от объема всего австралийского топливного рынка.
Для американской экономики, воодушевленной президентом Бушем, биотопливо сейчас является новой надеждой. В частности, большие планы строят американские фермеры, для которых открывается новый рынок сбыта. Ведь одна из основных сельскохозяйственных культур США -- кукуруза -- является идеальным сырьем для производства этилового спирта. Штаты уже сейчас производят почти столько же топлива на основе биоэтанола, сколько и Бразилия, считающаяся мировым лидером в этой сфере, -- в прошлом году выработка такого горючего в каждой из этих стран превысила 16 млрд литров. Однако объем американского топливного рынка гораздо больше, и пока на нем доля биоэтанола не превышает 2--3%.
В качестве сырья для производства биотоплива годится почти все, что растет. Те же бразильцы гонят свое горючее из сахарного тростника, для изготовления биодизеля пригодны едва ли не все масличные культуры -- кукуруза, рапс, лен, подсолнечник. Японская фирма «Toyo» в мае объявила, что собирается построить на Филиппинах завод по производству «биосолярки» из кокосовых орехов, поскольку климат этой страны идеален для выращивания пальм. Ранее власти Тайваня рассказывали о том, что собираются попытаться наладить выработку биогорючего из риса. Любопытно, что выращивание этой традиционной для Дальнего Востока сельскохозяйственной культуры на острове считается не слишком рентабельным -- дешевле импортировать рис из более бедных стран Юго-Восточной Азии. А вот «энергетические» плантации вполне могут дать новый импульс тайваньскому рисоводству.
Есть и куда более экзотические идеи: в Сингапуре один находчивый предприниматель начал производство дизельного биогорючего буквально из кухонных отходов. Вместо того чтобы перерабатывать на биотопливо качественные жиры, Ком Мам Сун производит заменитель солярки из уже использованного растительного масла. В ресторанах и кафе после жарки такое масло обычно просто сливают в канализацию. Бизнесмен скупает эти отходы и на их основе выпускает вполне качественный биодизель. По его словам, он уже полтора года заправляет этой продукцией собственный автомобиль. Сейчас его маслозаводик вырабатывает уже полторы тысячи тонн биодизельного топлива в месяц.
Россия -- не Рио-де-Жанейро
Будущее биотоплива в России пока весьма туманно. Прежде всего мешают санитарно-гигиенические соображения. Отечественные традиции слишком уважительно относятся к спирту: низы нашего общества давно не видят ничего зазорного в том, чтобы заливать технические спиртовые растворы не в механизмы, а в себя. В советское время пили тормозуху и прочую отраву а-ля Веничкин «Сучий потрох», после исчезновения спиртового госконтроля привыкли к спирту «Рояль» и паленой водке. Новая сфера применения этанола расширяет область соблазнов. Чересчур велика опасность того, что работникам биотопливных фабрик и всем, кто имеет дело с этанолом до того, как его смешали с бензином, будет трудно устоять перед соблазном залить последние капли из шланга не в бензобак, а в себя. И то, что топливный этанол даже в чистом виде малопригоден для питья, остановит далеко не всех.
Для примера стоит привести показательную историю, которая, как утверждается, случилась на одном московском «секретном» НИИ еще в советское время. В опытном цеху этого института установили производственную линию, на которой то ли в качестве сырья, то ли в качестве технологической жидкости использовался метанол (метиловый спирт) -- родственник этанола, отличающийся крайней схожестью на вкус, цвет и запах, но гораздо более ядовитый. Линия, говорят, проработала не более месяца: начальство велело остановить ее и быстренько переоборудовать под этиловый спирт. У начальства не было и тени сомнения в том, что сколько ни объясняй про смертельную опасность метанола, рано или поздно работяги до него доберутся. А вот сидеть в тюрьме после трагической гибели пролетариев на рабочем месте никто из ответственных за техническую безопасность лиц не хотел. На привычную «усушку» этилового спирта руководители были готовы закрывать глаза -- от этого хоть и мрут, но редко и не сразу. Причем отметим, что случилась эта история не на лесопилке в сибирской глуши, куда готовы были нанимать самых распоследних бичей, а в московском «ящике», который мог себе позволить набирать даже на рабочие специальности относительно малопьющий персонал.
Кроме того, судьбу биотоплива в России осложняет отечественная фискальная система. Производство того же биоэтанола выгодно лишь тогда, когда он достаточно дешев. Если он оказывается дороже бензина, то никакие призывы к переходу на альтернативные источники энергии не спасут: рынок просто откажется переходить на дорогое горючее. Однако в России любой этиловый спирт -- что питьевой, что технический -- облагается соответствующим акцизом. В результате стоимость биоэтанола у нас в любом случае оказывается слишком высокой, а власти вряд ли решатся вывести топливный спирт из-под акциза, опасаясь злоупотреблений в этой сфере.
Есть, впрочем, и другие соображения -- не социальные, а экономические. Сейчас о биотопливе активнее всего говорят в нефтепотребляющих странах, где собственной добычи либо нет, либо она не покрывает потребностей экономики, -- в США, Европе, Юго-Восточной Азии, Бразилии. Нефтедобывающие державы, к которым относится и наша страна, куда более спокойны: люди не склонны думать об эрзаце, когда хватает оригинального продукта. Другой вопрос, что углеводородные запасы Земли, если верить экспертам, не вечны и могут закончиться (или по крайней мере порядком поистощиться) уже через несколько десятков лет. К этому времени на коне окажутся те, кто, сидя на противоположном конце нефтепровода, от безнадеги уже сейчас начали искать биологическую замену нефти.
Перспективы отечественной биотопливной промышленности может подкосить и газовый вопрос. О возможности отказа от нефтяного топлива задумывались еще в советское время. Была создана знакомая всем система автомобильных заправок на природном газе, который обходился и обходится водителям несколько дешевле бензина и солярки. И хотя на этот эрзац переводились по большей части государственные автомобили, газ до сих пор остается наиболее доступным заменителем дорогого топлива из нефти. Еще большее развитие получило использование газа в энергетике: отечественные ТЭЦ массово переводились с мазута на голубое топливо. В результате роль главного эрзаца нефтепродуктов в России оказалась прочно занята дешевым и легкодоступным природным газом, а у биоэтанола и биодизеля имеется весьма мощный и, кстати, тоже экологически чистый конкурент.
Владимир ДЗАГУТО