|
|
N°191, 17 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Лавина» пошла за «Сибирским цирюльником»
Но остановилась перед упорством кинопрокатчиков
Как вы представляете себе фильм, который называется «Лавина»? Растяжки на улицах сулят: лучшая мелодрама года! Премьера в Кремлевском дворце! Шесть тысяч зрителей могут увидеть это одновременно. Бюджет 2 миллиона долларов (для России это много). Фильм снят при участии правительства Москвы. Монтаж и звук делали французские умельцы, работавшие с фон Триером, Бессоном, Кончаловским и Михалковым.
Зритель уже готов увидеть нечто эдакое. Фильм-катастрофу или триллер. Снег, лед, лава, все, что нам гибелью грозит... Ничего подобного. «Лавина» имеется в виду в переносном смысле. Фильм снят по рассказу Виктории Токаревой и представляет собой тихую комнатную драму, в которой музыканта среднего возраста впервые настигает любовная страсть. А у него жена-друг, двое детей, теща, музыкальная карьера. И он мучается. На фоне московских и парижских улиц. Но даже секс на шубе в парке подмосковного санатория и длинные голые ножки Ларисы Борушко не добавляют фильму захватывающей зрелищности. Типичная история для дневного просмотра по ТВ.
Масштаб рекламы компании «Ментор синема» внушает уважение. Однако средства должны соответствовать цели. В этом же случае кажется, что целью как раз и было создание шума. Много шума из ничего. Поскольку как ни старайся, но ни автор фильма Иван Соловов, ни история, рассказанная в картине, особого внимания не заслуживают. Фильм как фильм. В некоторых эпизодах совсем нелепый, например, когда герою сниться сон, в котором за ним бродит живой труп недавно умершей от алкоголизма соседки и нудит: «Хочешь меня, хочешь?» Но так-то все стараются. По-человечески. Нина Гребешкова играет милую тещу с пирожками. Студент Андрей Чадов, про которого в пресс-релизе сообщено, что он снимался в рекламных роликах шоколада «Финт», изображает порочного сына героя в духе ранних героев Ди Каприо. Анна Каменкова убедительно страдает в роли покинутой жены. И у Александра Феклистова есть трогательные сцены, в которых этот отличный театральный актер демонстрирует трагикомические симптомы поздно пробудившейся чувственности.
Однако старания эти не произвели достаточного впечатления на кинопрокатчиков. Тогда авторы фильма решили катать его по России сами. Как Никита Михалков. С хорошей аппаратурой и выступлениями актеров на премьере. Такой вот антрепризный ход.
Обида создателей фильма на владельцев кинотеатров, предлагающих им в лучшем случае дневные сеансы, искренна. Но почему-то они не задавали себе вопроса -- а что хотят увидеть те зрители, которые готовы покупать сегодня билеты в кино, а не получать зрелище по бесплатному телевидению. И зачем им тратить не лишние 100--200 рублей, чтобы взглянуть на Феклистова в роли любовника, если его демонстрируют на голубом экране минимум пять раз в неделю? Нет ответа.
Беда в том, что действующие лица нашего кинематографа не соотносят свои амбиции со спросом, им все мерещится, что достаточно вынести на как можно более общее обозрение собственные фантазии, и все у них получиться. Владельцы кинотеатров в этом смысле куда практичней.
Алена СОЛНЦЕВА