|
|
N°103, 16 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Израиль не для Гуцериева
Генпрокурор не позволил «Русснефти» купить НПЗ в Ашдоде
Компания «Русснефть» Михаила Гуцериева была отстранена от тендера по продаже израильского нефтеперерабатывающего завода в городе Ашдоде. Такое заявление Приватизационное агентство Израиля сделало после того, как получило письмо от генерального прокурора, подозревающего, что появление на местном рынке «Русснефти» угрожает национальной безопасности страны. О том, какую именно угрозу несет в себе «Русснефть», не сообщается. Возможно, израильтяне не желают видеть в стране компанию, которая активно работает в арабских странах. Эксперты полагают, что принятое решение является по большей части политическим, -- после того как Россию в марте посетила делегация лидеров ХАМАС, отношения России и Израиля нельзя назвать блестящими.
Вчера израильские официальные лица были скупы на комментарии. В пресс-службе министерства национальной инфраструктуры (отвечает за все государственные проекты страны) «Времени новостей» заявили: «Пока никакой информации об отказе от участия в тендере у нас нет». В службе общей безопасности (ШАБАК) и МИД обсуждать эту тему отказались. Так же, как и в посольстве России в Израиле, где лишь подчеркнули, что «Русснефть» является частной компанией, поэтому никаких подробностей относительно ее возможного участия в тендере у них нет. В компании г-на Гуцериева «Времени новостей» заявили, что пока не получали каких-либо документов, касающихся отстранения от тендера, поэтому не могут комментировать появившуюся информацию.
Эксперты отмечают, что правительство Израиля всегда внимательно прислушивается к мнению ШАБАК. В частности, известному предпринимателю Михаилу Черному после проверки, проведенной этой организацией, не разрешили участвовать в приватизации израильской телефонной компании Bezeq.
В сентябре 2005 года правительство Израиля сообщило, что намерено разделить государственного нефтеперерабатывающего монополиста Oil Refineries Ltd. Эта компания владеет двумя НПЗ -- в Хайфе (мощностью около 9 млн тонн нефти в год) и Ашдоде (около 4,5 млн тонн). Теперь оба предприятия планируется приватизировать -- сначала продать Ашдодский НПЗ, а затем провести IPO завода, находящегося в Хайфе. В конце прошлого года был объявлен конкурс на покупку меньшего из заводов, cтоимость предприятия может составить около 400 млн долл. В феврале стало известно, что одним из претендентов на актив будет российская «Русснефть», которая подала заявку в консорциуме с Financiаl Levers, занимающейся бизнесом в области недвижимости в Ашдоде. При этом российской стороне принадлежит 51% в специально созданной Bianca Oil Refineries, от лица которой и были представлены документы на участие в конкурсе.
По сообщениям израильской прессы, весной ШАБАК изучал российский холдинг по трем критериям: криминальность, возможность политических рисков и наличие связей с арабскими странами. «Вначале представители службы общей безопасности Израиля настаивали на введении ряда ограничений на участие компании в конкурсе. Но когда выяснилось, что «Русснефть» ведет активную деятельность в арабских странах, в первую очередь в Ливии и Алжире, последовала рекомендация полностью аннулировать участие россиян в тендере», -- утверждает израильская газета «Маарив».
«Русснефть» действительно активно сотрудничает с арабскими странами. Еще в конце прошлого года Михаил Гуцериев заявлял об амбициозных планах увеличения нефтедобычи в несколько раз, в том числе за счет проектов в Ливии, Иране, Алжире и Ираке. В марте г-н Гуцериев, избранный главой российско-алжирского делового совета, посетил Алжир. Правда, действующих проектов на Ближнем Востоке у компании пока нет, хотя переговоры о них ведутся, насколько можно судить, в постоянном режиме.
Кроме того, Михаил Гуцериев в 2000--2002 годах, возглавляя тогда еще государственную «Славнефть», активно сотрудничал с Суданом и Ираком. Правда, в Судане проект так и не удался, зато в Ираке он сумел (как, впрочем, и многие российские компании) добиться разрешения ООН на вхождение в программу «Нефть в обмен на продовольствие». Более того, когда г-н Гуцериев уже ушел из «Славнефти» и создал «Русснефть», его новая компания также получила право работать по этой программе. В расследовании, проведенном американскими ведомствами и опубликованном в СМИ, говорится, что компания «Русснефть Ампекс» получила от правительства Ирака 88,9 млн долл. в связи со своей работой в стране. Насколько достоверны эти данные, судить сложно, однако эта информация не могла не привлечь внимания ШАБАК, изучающей претендентов на покупку НПЗ в Ашдоде.
Впрочем, проблемы допуска к конкурсу возникли не только у «Русснефти». Помимо нее в феврале на актив претендовали еще пять израильских компаний -- Delek Group, Dor Alon Energy in Israel, Ampal-American Israel, Paz Oil и Sonol Israel. Однако еще в марте появились сообщения, что бизнесмены Ицхак Тшува (контролирует Delek Group) и Йосси Майман (Ampal-American Israel) могут выбыть из списка претендентов на НПЗ. Власти посчитали, что у компаний много совместных проектов и одна из них должна снять свою заявку. В мае Ampal-American Israel отказалась от участия в аукционе. В то же время Dor Alon Energy in Israel и Sonol Israel рассматривают возможность слияния. Антимонопольные органы считают, что в этом случае они не должны претендовать на актив. Сейчас этот вопрос рассматривается в суде. При этом заводом интересуется известный в России предприниматель Аркадий Гайдамак, ставший недавно владельцем газеты «Московские новости», принадлежавшей ранее одному из акционеров ЮКОСа Леониду Невзлину. Г-н Гайдамак перерабатывает на НПЗ нефть по давальческой схеме и владеет сетью АЗС в Израиле. Бизнесмен намерен приобрести акции Sonol Israel, однако у него могут возникнуть проблемы с правосудием -- правоохранительные органы подозревают его в нарушении одного из пунктов закона о противодействии отмыванию денег. Скандал связан с громким делом о расследовании деятельности Bank Hapoalim, по которому допрашивали в том числе и опального российского олигарха Владимира Гусинского.
Денис РЕБРОВ, Мария ГРИШИНА, Иерусалим