Время новостей
     N°103, 16 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2006
Сага о "форсайтах"
Государство и бизнес не решили, кому и чем закрывать технологический разрыв
Премьер Михаил Фрадков буквально готов закрыть собой технологический разрыв, сложившийся между Россией и развитыми западными странами. И сделает это в первой декаде июля на заседании Совета безопасности, к которому готовится со всей тщательностью и как руководитель правительства, и как дипломат, и как -- по старой памяти -- силовик.

Премьер не видит технологический модернизации страны без участия бизнеса. А точнее, без частно-государственного партнерства (ЧГП). Как одновременно не видит ее без определенной стратегии технологической безопасности России (включающей критические технологии и ограничения на интервенцию иностранного капитала).

Вчера г-н Фрадков готовился к совбезовской премьере при непосредственном участии бизнеса. В роли фокус-группы выступил Совет по предпринимательству и конкурентоспособности при правительстве. Премьер, по его собственному выражению, жаждал увидеть проявление «генетически свойственной бизнесу инновационности, реально оценить выгодность технологической модернизации страны». Хотя и здесь г-на Фрадкова не оставило чиновничье настороженное отношение к крупному капиталу: «Начинаем разговор не при очевидном согласии бизнеса заниматься этой темой».

С докладом о видении технологической модернизации России выступил замминистра образования и науки Дмитрий Ливанов. Он сказал: «Утверждены приоритеты. Система «форсайтов» такова: энергосбережение, нанотехнологии, информационные технологии и т.п.». Из конкретики -- предложил создать на базе частно-государственного партнерства финансовые институты поддержки технологической модернизации и замкнуть руководство на правительственной комиссии по технологической политике.

Не прошло и часа разговоров о «форсайтах», как алюминиевый магнат Олег Дерипаска поинтересовался: «Все время звучит «форсайт-форсайт». Что конкретно имеется в виду?». «Форсайт -- это определенное технологическое определение приоритетов страны в...» -- начал г-н Ливанов. «Дословный перевод «форсайта» -- «предвидение»», -- блеснул знанием английского премьер.

«А что касается вопроса, кто этим будет заниматься (отбором приоритетов. -- Ред.) -- заниматься этим будет председатель правительства. Лично. И отбирать контингент. Заинтересованный. А потом ввиду редчайшего случая выступит с предложениями на заседании Совета безопасности», -- сказал о себе в третьем лице глава правительства.

Несмотря на проявленный административный героизм, премьер признал, что плохо разбирается в высоких технологиях. "Мы действительно путаемся еще в нанотехнологиях и живых системах. Я до сегодняшнего момента думал, что нанотехнологии -- это молекулярный, атомный уровень или что-то между ними", -- сказал г-н Фрадков.

Глава РЖД Владимир Якунин сначала обиделся: «Нас, как рыбу, глушат новыми терминами». Потом решил: «Я хотел бы начать с конца». И обвинил Германа Грефа в «снисходительном» отношении к промышленной политике. А в "начале конца" своей речи задал премьеру сокровенный риторический вопрос: «С кем разговаривать? К кому бежать?». Один из членов совета, очевидно, окончательно опутанный «форсайтовской сагой», до предела упростил русский язык: «Кто делать?». Имелось в виду «будет». И даже многоопытный главный энергетик страны Анатолий Чубайс -- и тот проявил дипломатическую неосведомленность: «Разрыв» -- слова красивые. Но куда мне идти -- в МЭРТ, в Минпром?». «А вы куда хотите?» -- спросил премьер. Оказалось, что г-н Чубайс хочет ходить «в одно окно».

Здесь в разговор вступил министр финансов Алексей Кудрин. Уходил, торопился и потому пытался быть кратким. Он сообщил, что Минфином готовится проект закона о поддержке инновационной деятельности (точнее, налоговой поддержке), и потому он не советует перегружать процесс альтернативой. «Укрепление рубля нас подкашивает. И инфляция нас подкашивает. Если мы имеем инфляцию выше 3%, то разговор об инновационном развитии -- это болтовня!» -- резко заключил министр финансов. И еще посоветовал напоследок: «Я бы на основе этого доклада не стал выходить в Совет безопасности». «После жесткого решения Совета безопасности, Алексей Леонидович, и у вас будет повод отличиться! -- пообещал г-н Фрадков. -- А пока почитайте труды Чубайса о развитии при нынешней инфляции и академика Дымова».

Вера КУЗНЕЦОВА