|
|
N°191, 17 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Port.ru – на «мыло»
С новым именем mail.ru компания меняет профиль
Российские пользователи электронной почты (e-mail) традиционно называют ее «мылом». Известная интернет-компания Port.ru, претерпевшая за 2,5 года существования немало метаморфоз, объявила вчера о смене названия, приняв имя своего самого раскрученного брэнда – бесплатной почты mail.ru. При этом компания возвращается от попыток зарабатывать на виртуальной торговле к традиционной финансовой схеме существования интернет-порталов – рекламной модели. Наблюдатели затрудняются оценить последствия смены названия, но одобряют возврат к традициям.
По словам президента mail.ru Евгения Голанда, переименование означает «окончание долгосрочного этапа» в движении к «давно запланированной» бизнес-модели.
Некогда Port.ru считалась одной из наиболее успешных в поиске инвесторов и одной из самых открытых фирм Рунета. Созданная на основе американской DataArt, она несколько раз получала инвестиции (в том числе от The U.S. Russia Investment Fund), общая сумма которых перед объединением в феврале нынешнего года с компанией netBridge составляла около 5,5 млн долл. Тогда капитализация Port.ru оценивалась в 27,5 млн долл.
Сейчас г-н Голанд был менее откровенен, заметив только, что за последний год на фоне происходящего с интернет-компаниями во всем мире капитализация его фирмы снизилась. Он признался, что в некоторые месяцы компания «выходит на прибыль». Таким образом, выясняется, что планы полной прибыльности, объявленные при слиянии с netBridge, оказались невыполненными.
Сменилась и бизнес-модель компании. Еще в мае прошлого года Port.ru объявляла, что ориентируется на доходы от электронной торговли. Тогда с большой помпой была представлена модель под названием «Матрица», предполагавшая, что основой бизнеса станут виртуальные магазины и торговые площадки. Более того, куда бы ни пошел посетитель «страниц» Port.ru: проверить свою почту или почитать о новостях автомобильного рынка, -- ему предлагалось заглянуть на торговые сайты. Теперь президент mail.ru сообщил газете «Время новостей», что более 80% доходов планируется получать от рекламы.
Старший менеджер российского отделения компании Accenture Борис Лобзов заметил, что тем самым mail.ru возвращается к традиционной схеме финансирования порталов. «Многие порталы пытались что-то продавать, -- говорит он. -- Но я не думаю, что это приносит деньги». По его словам, «основное назначение портала -- фильтрация информации для пользователей, а если портал начинает заниматься чем-то другим и идет в другую нишу, то он заранее обрекает себя на проигрыш, и единственный выход -- отказаться от этого как можно раньше».
Г-н Лобзов говорит, что трудно предположить, чем обернется для Port.ru смена имени. Это всегда чувствительно для бизнеса и инвесторов. Самой Accenture такая метаморфоза обошлась в 700 млн долл.
Mail.ru -- компания не публичная. Как сказал газете «Время новостей» ее президент, новые инвестиции ей не нужны, и пока выходить на IPO она не собирается.
Александр ЛЕВИНСКИЙ