|
|
N°102, 15 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство угощает
Источником российского экономического чуда объявлен госкапитализм
Прежние источники экономического роста в России практически исчерпали свой потенциал. Прирост в самом выгодном для страны сырьевом секторе составляет лишь 1,5--2% в год. Второй день работы петербургского экономического форума был посвящен поискам того пути, что приведет страну к экономическому чуду. Как заявил министр экономического развития Герман Греф, «нам пора перейти от экономических реформ к экономической политике».
Выступления членов кабинета министров не оставили сомнений: они видят спасение страны в госкапитализме, называя это, правда, более мягким термином «государственные инвестиции».
Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, «государство готово сотрудничать с бизнесом». Г-н Греф, в свою очередь, пояснил: есть отрасли, такие как оборонно-промышленный комплекс или атомная энергетика, где без вмешательства государства прожить нельзя. В остальном же тенденция увеличения госвмешательства в экономику кажется ему «опасной и непродуктивной». Впрочем, по мнению министра, речь идет лишь о «талантливых бизнесменах среди чиновников», а не о глобальных тенденциях.
Однако подчиненный Германа Грефа признал, что госинвестиции -- это единственно возможный путь развития. Как заявил начальник департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач, «Россия находится на переломе, который закончится либо созданием новой экономики, либо новой встряской». Спасение в резком росте инвестиций. Инвестиции в российскую экономику составляют 18,2% ВВП в год, в то время как средний показатель по странам СНГ равен 22,4%, а «азиатские тигры» типа Кореи и Сингапура получают ежегодно более 30%. «Без государственных инвестиций справиться с этой ситуацией невозможно», -- признал чиновник.
Кроме того, надо всеми возможными способами стимулировать приток частных инвестиций, в том числе и за государственный счет. «Намерение вкладывать часть денег стабфонда в западные бумаги свидетельствует о том, что инвестировать в свою экономику мы не научились, -- полагает г-н Клепач. -- Тогда какой смысл изымать эти деньги у бизнеса, пусть лучше он их сам инвестирует».
Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович предположил, что еще не исчерпаны все возможности по снижению налогов. «Налоги по-прежнему очень высоки», -- заявил он и предложил снизить ставку единого социального налога. Правда, по его мнению, делать это можно будет только после проведения пенсионной реформы и реформы медицинского страхования. Кроме того, г-н Дворкович предложил заменить НДС налогом с продаж с максимальной ставкой 10%.
На защиту государственных денег от растранжиривания встал лишь министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, наша особенность в том, что сильные и слабые стороны экономики совпадают. Он имел в виду известный факт, что основой российского благосостояния являются нефтедоллары, но критическая зависимость от них делает российскую экономику очень уязвимой. Хотя эта зависимость, по оценкам министра, снизилась с 2000 года в пять раз. Если в 2000-м увеличение цены нефти на один доллар давало 0,2% прироста ВВП, то теперь всего 0,04%. Впрочем, и сейчас увеличение госрасходов за счет денег стабфонда, по мнению г-на Кудрина, приведет к катастрофе. «Нельзя продолжать делать ту ошибку, которую мы уже делаем, -- увеличивать госрасходы», -- предостерегал он. Надо стимулировать частные инвестиции. «Наша норма -- трехлетний банковский кредит под 15%, а должно быть 5--7% на десять», -- заявил г-н Кудрин. Рецепт финансового ведомства -- борьба с инфляцией, в первую очередь путем жесткого ограничения расходов бюджета.
По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, возможны три сценария развития бюджетной политики. Сверхжесткая политика приведет к стабилизации курса рубля, быстрому накоплению средств стабфонда и созданию фонда будущих поколений. Но ее недостаток в том, что претворить ее в жизнь нельзя по политическим соображениям: ведь 88% населения выступает за то, что стабфонд пора тратить. Второй сценарий -- увеличение госрасходов при одновременных попытках сдерживать укрепление рубля. Этот путь ведет к высокой инфляции. И третий, наиболее подходящий, на взгляд эксперта, с политической точки зрения путь -- увеличение госрасходов при укреплении рубля. Это не так драматично, как принято считать, убежден г-н Гурвич, зато поможет справиться с инфляцией. Пусть и не такими быстрыми темпами, как планирует правительство.
Впрочем, есть мнение, что ни государственные, ни частные инвестиции сами по себе не спасут российскую экономику. «Инвестиции не решат проблему экономического роста России», -- заявил представитель Всемирного банка Исаак Голдберг. По его мнению, только половина экономического роста объясняется инвестициями в основные фонды предприятий, вторая половина зависит от производительности труда. Об этом в России пока задумываются мало. «У вас очень много компаний, которым нечего бояться. И это плохо. Только те, кто боится конкуренции, внедряют инновации», -- пояснил г-н Голдберг.
О коррупции, которая по мнению самих инвесторов является главным препятствием для работы в России, говорят много, но больше в общем ключе. Впрочем, в этом году должны наконец произойти перемены к лучшему. Статс-секретарь Минэкономразвития Андрей Шаронов рассказал, что до конца 2006 года будут разработаны два важных нормативных документа: указ президента о ротации должностных лиц и закон о лоббистской деятельности. Замгенпрокурора Владимир Колесников предложил поступить еще радикальнее -- внести изменения в Конституцию и ужесточить наказания за взяточничество. «Давать за взятку десять лет, а за взятку в особо крупных размерах -- двадцать пять, и никаких преступников не будет», -- уверенно заявил он.
Вера СИТНИНА, Санкт-Петербург