Время новостей
     N°102, 15 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2006
От «Клятвы» до «Возвращения»
Московский международный кинофестиваль пройдет с 23 июня по 2 июля
На открытии ММКФ покажут фильм китайского режиссера Чена Кайге «Клятва», после чего самому известному в киномире китайцу, числящему среди своих учителей Григория Чухрая, Андрея Тарковского и Сергея Бондарчука и в студенчестве смотревшему по два советских фильма в день, вручат приз за вклад в мировой кинематограф. «Клятва» -- это сказочный сюжет, бюджет в 42 млн долл., что для Китая рекорд и яркий пример национального и при этом кассового кино.

Закроется фестиваль «Возвращением» Педро Альмадовара, свежим каннским хитом, который не получил «Пальмовой ветви», но стал фаворитом у критиков и у публики. Ни Альмадовар, ни Пенелопа Крус на фестиваль не приедут. Зато появится любимый в России французский актер Жерар Депардье, который и получит из рук Никиты Михалкова приз имени Станиславского «Верю».

В промежутке между двумя хитами будет показана конкурсная программа, дебютные «Перспективы», внеконкурсные программы; «Национальные хиты», «Азиатский экстрим», программа документального кино «Свободная мысль», «8 с половиной фильмов» и др.

Программу в этом году собирали без Кирилла Разлогова, последние годы бывшего директором программ, и без Петра Шепотинника. Впрочем, на прошедшей вчера пресс-конференции это обстоятельство никак не комментировали. Основным конфузом оказался отказ австрийского режиссера Михаэля Ханеке возглавить жюри фестиваля. Письмо с его согласием дирекция получила еще 29 марта и после этого уже не занималась поисками других кандидатов. Более того, как утверждает генеральный директор фестиваля Ренат Давлетьяров, остальные члены жюри были приглашены с учетом рекомендаций Ханеке. Однако, узнав об утверждении американского финансирования своей новой картины, Ханеке счел возможным изменить свои планы, и 7 июня дирекция ММКФ получила от него короткое письмо с отказом от взятых на себя обязательств.

Как сказал Ренат Давлетьяров, «плевка этого господина нельзя было не заметить». Руководство фестиваля составила открытое письмо, где сообщает, что «не видит никаких оправданий бесчестному поступку», которым режиссер Ханеке «высказал неуважение к нашей стране и создателям фильмов из разных стран». Письмо намерены опубликовать в какой-нибудь из австрийских газет.

Пока же председателя у жюри фестиваля, который начнется через неделю, нет. Его будут искать или предлагать эту почетную, но хлопотную роль другим членам жюри -- кроме Алексея Учителя, который представляет Россию.

В конкурсной программе Россию представляет «Червь» Алексея Мурадова, сложный, «экстремальный», «радикальный, артхаусный фильм про человека, скрывающегося от всех после получения звания полковника. Предыдущий фильм Мурадова «Правда о щелпах» получал приз «Кинотавра», а его первый игровой фильм «Змей» участвовал в дебютном конкурсе в Венеции. Новый его фильм, судя по отзывам видевших, «не стыдный», но и не претендующий на яркую судьбу. То, что, несмотря на обилие отечественных премьер, в конкурс ММКФ продюсеры не отдали ни одной из них, свидетельствует о том, что статус фестиваля не слишком высоко котируется не только в Австрии.

Тем не менее отборщикам удалось собрать вполне достойную конкурсную программу. По словам одного из них, Владимира Дмитриева, выиграть ММКФ может, только выступая «поперек» Берлина и Канна, где господствует «клиническая политкорректность и политизированность». Забавно, что именно Москва, бывший оплот левого и социального кино, сегодня становится едва ли не единственным местом в Европе, где можно показывать фильмы буржуазные и консервативные. Впрочем, г-н Дмитриев формулирует это мягче -- мы можем брать в конкурс все, что хотим, невзирая на социальную и политическую направленность картины.

Среди 17 картин конкурса есть фильм Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» с Моникой Белучи, Жераром Депардье и картина венгерского классика Иштвана Сабо «Родственники», где снимался Олег Табаков, и костюмный экшн из Японии «Самурай, которого я любила» Мицуо Куроцути, и продюсерский опыт Тома Круза «Спроси у пыли» с Сальмой Хайек в главной роли. Кто победит на этот раз, известный ли мастер или новичок, предсказать еще сложнее, чем обычно. Но вряд ли победителем в третий раз станет российский фильм. Возможно, это было одним из тех соображений, что остановило российских продюсеров от участия в конкурсе. Все сеансы, кроме церемоний открытия и закрытия (они пройдут все-таки в «Пушкинском»), перенесены в кинотеатр «Октябрь», в десяти залах которого найдется место всем желающим.

Алена Солнцева
//  читайте тему  //  Кино