|
|
N°102, 15 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электрика подвела
Airbus теряет заказчиков, задерживая поставку аэробусов А380 и А350
Первый серийный европейский аэробус А380 поступит к заказчикам существенно позже, чем намечалось. Руководство авиационно-космического концерна EADS, которому принадлежит Airbus, сообщило, что срок поставки самолета, вмещающего до 550 пассажиров, запланированный на конец нынешнего года, сдвигается приблизительно на шесть-семь месяцев. Для EADS это обернется ежегодными финансовыми потерями в ближайшие четыре года в размере 500 млн евро. Кроме того, на рынке уже циркулирует информация о переносе срока проектирования будущего дальнемагистрального лайнера А350, что вызовет у заказчиков, в частности у российского «Аэрофлота», желание вновь проанализировать, насколько новый самолет отвечает их потребностям.
Вчера стало известно, что один из основных заказчиков А380 -- Singapore Airlines, видимо, заранее проинформированный о возможной отсрочке поставок первых машин, уже поспешил отказаться от сотрудничества с европейскими авиастроителями и заказал более двух десятков самолетов Boeing-787 Dreamliner по прейскуранту на общую сумму 4,5 млрд долл. Singapore Airlines оставила за собой право внеочередного приобретения еще 20 самолетов этого же типа. Таким образом, можно уверенно прогнозировать, что сингапурцы (а возможно, и другие авиакомпании) откажутся и от модели А350. В частности, «Аэрофлот» уже отложил подведение итогов тендера на поставку 20--25 машин, который проводится между А350 и Boeing-787 (см. «Время новостей» от 7 июня).
Более того, европейским авиастроителям скорее всего не удастся избежать и судебных тяжб с Singapore Airlines, которая уже дала понять, что «изучает возможность» потребовать неустойку. «Мы разочарованы новым переносом сроков поставок А380», -- заявил представитель авиакомпании. Тем не менее он утверждает, что Singapore Airlines будет сотрудничать с EADS, так как намерена стать первой авиакомпанией в мире, которая будет летать на самом крупном пассажирском самолете А380.
Оба руководителя EADS -- Томас Эндерс и Ноель Форжар -- выразили не слишком оптимистичную надежду, что производственный сектор концерна «полностью выдержит новый график работ и, может быть, даже опередит его». Впрочем, в следующем году, по их словам, «максимально девять» аэробусов А380 будут поставлены заказчикам, хотя ранее речь шла о 20--25. Главными причинами, препятствующими выполнению прежних планов, как утверждают в EADS, являются неожиданные сложности, возникшие при «разработке, изготовлении и монтаже систем электрики, включая определение отсеков для проводки кабелей». Сейчас до стадии окончательной сборки доведено 15 машин А380.
Юрий ШПАКОВ, Берлин