|
|
N°103, 16 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гей-диско
Новые CD июня
Pet Shop Boys. Fundamental (Parlophone/EMI)
Нил Теннант и Крис Лоу, британский дуэт Pet Shop Boys, -- та редкая поп-группа, вокруг которой сложился настоящий культ: немалое количество фанов по всему миру коллекционирует синглы, виниловые диски, сайд-проекты и всякую меморабилию, связанную с творчеством дуэта. Странно для коллектива, исполняющего такой, казалось бы, сугубо утилитарный, легкий дискотечный репертуар. Но поклонники знают, что за простой песенной формой и задорными ритмами Pet Shop Boys неизменно прячется некое второе дно: ироничное воззрение на общество, политику, мировую художественную культуру и черт знает что еще. Предыдущие альбомы, Nightlife и Release (не говоря уж о музыке к "Потемкину"), при всей своей очаровательности есть все-таки некий бонус к более ранней дискографии группы. Новый альбом, Fundamental, не из этой серии -- он абсолютно то, что надо. Открывает его гипнотическая Psychological, где намешаны и душный герметичный звук а-ля Depeche Mode конца 80-х, и неожиданный сэмпл голоса русской певицы Татьяны Мелентьевой (позаимствованный из архивов лейбла ECM). На втором треке, The Sodom and Homorrah Show, Нил Теннант и Крис Лоу сотворили то, что обещали: динамичное диско с современным звуком (продюсер -- их старый коллега Тревор Хорн) напоминает славное прошлое дуэта, при этом все свидетельствует, что главная их идея -- диско со смыслом, иронией, напластованиями смыслов -- отлично срабатывает и сегодня. Если искать стилистические параллели, то новая I'm with Stupid может стоять рядом с эпохальной It's a Sin, утрированный электро-поп с игрушечным искаженным голосом Minimal заставляет вспоминать Paninaro, да и такого, как I Made my Excuses and Left -- неповоротливая баллада, шикарный китч -- тогда тоже было в избытке. Pet Shop Boys -- лучшая поп-группа в мире. Была, есть и будет.
Dungen. Ta det lugnt (Subliminal Sounds)
У нас не очень хорошо известны современные шведские группы, играющие рок и альтернативу (метал и попса -- другое дело), навскидку вспоминается только шикарный китч Kent, которым повезло записываться на мейджор-лейбле. Новое приятное открытие -- группа Dungen со шведскоязычным альбомом Ta det lugnt, что значит "расслабься". Расслабиться не очень получится, поскольку материал -- отъявленная, нереально кислотная шестидесятническая "психоделия", этакий сумасшедший ВИА под «кислотой». На первый взгляд Dungen -- современные наследники Jefferson Airplane Grateful Dead (которые непонятно откуда взялись в современной Европе). На самом же деле лидер Dungen Густав Эйстес собирал винил со своим, «местечковым» арт-роком и психоделией -- а многие из тех групп, совершенно неизвестных в мире, на его родине имели большую популярность, даже сейчас их альбомы переиздаются и пользуются спросом в Швеции. Почти все треки альбома -- неквадратные композиции, оформленные импровизации с чувством меры. Panda -- запил в духе Хендрикса с упругим фанковым басом, а Du E For Fin For Mig начинается как наивный фолк-рок с сочными струнными, а заканчивается полнейшей атональной жужжалкой. И так все время. Не соскучишься. Забавно было узнать, что в конце июня группа выступит в Москве. Если на сцене «Б2» они будут так же хороши и убедительны, как в записи, то дружно воскликнем «ракенрол жив!».
Сборник. L'Hip-Hop Francais (SBA Gala records)
Отечественный сборник французского хип-хопа, более чем достойно представленного на лейбле Delabel (France). Французский рэп у нас обрел популярность после фильмов «Такси», первого и второго, звуковые дорожки которых были составлены как раз из композиций франкоязычного разговорного жанра. Ну, это у нас. На самом деле французский хип-хоп как определенная субкультура сформировался еще в конце 80-х годов благодаря таким группам, как IAM и Akhenaton. В то время их музыка напоминала ранних Run DMC и одновременно MC Hаmmer, что по сегодняшним меркам выглядит довольно забавно. Примерно в то же время стали сочинять лиричные гангстерские рэп-баллады, которые у французов получаются не хуже, а порой и лучше, чем у американцев. А французский олд-скул-рэп на основе фанкового ритма до сих любят брейк-дансеры во всем мире. Что касается этого сборника, то на нем представлены как новые артисты -- Koma, Eska Crew avec Captice, так и давно уважаемые любителями французского хип-хопа Saпan Supa Crew и Дrsenik. Стоит отметить и Passi, недавно выпустившего очень недурной альбом.
Рагга, реггей, модное сегодня R'N B с женским бэк-вокалом присутствуют на многих песнях тематического сборника, единственное, чего как будто не хватает -- именно того олд-скула с жирной фанковой бочкой, исполняемого людьми с «прическами-кирпичами» на головах.
Как правило, «тонны» французского хип-хопа скачиваются у нас в стране через Интернет и переписываются через друзей -- фирменные диски хип-хоперы покупают нечасто. Теперь, возможно, ситуация поправится благодаря вот такому недорогому и вполне приличному сборнику.
Strokes. First Impressions of Earth (SonyBMG)
Ньюйоркцы Strokes -- группа раздолбайская, но хорошая. Фирменный звук -- донельзя простой и грязноватый в стилистике гаражного рока 60-х, приятный вокал Джулиаса Касабланкаса. Девушкам нравится -- а что еще в таком жанре требуется? Да ничего. Но судя по новому альбому, Strokes, видимо, выросли как группа и тут же полезли в дебри экспериментов. В результате новый диск звучит чуть ли не как Radiohead, и Касабланкас повинен в этом процентов на восемьдесят. Может, это само по себе и неплохо, да вот только есть уже Томми Йорк, и еще один не нужен никому. Тем не менее несколько фирменных строуковских песен, ради которых и стоит любить эту самую группу, на альбоме есть. Хотя бы когда в On the Other Side Касабланкас тянет лениво: «Ненавижу их всех, и ненавижу себя за это, я начинаю пить -- и я люблю их всех, потом продолжаю пить -- и ненавижу их сильнее, чем раньше». You Only Live Once -- также песня отличная, а больше, увы, что-то не припоминается, за исключением баллады со скрипкой Ask Me Anything.
Словом, альбом для восприятия поклонника группы Strokes получился, мягко говоря, непростым, и сколько его раз ни прослушивай, рука неуклонно тянется к дебютнику Is This It.
Александр БЕЛЯЕВ, Андрей ШЕРЫХАНОВ