|
|
N°102, 15 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Денежный перевод в Париж
Германия препятствует досрочному погашению российского долга из-за "бюджетного абсурда"
Сегодня в столице Франции продолжатся переговоры о досрочном погашении Россией долга бывшего СССР Парижскому клубу кредиторов. Судя по всему, полностью погасить оставшуюся задолженность в 22 млрд долл. так и не удастся, хотя в мае клуб сообщил, что «приветствует» предложение Москвы о полной расплате. В последние дни министр финансов Алексей Кудрин называет другую сумму -- кредиторы, ожидает он, готовы будут досрочно принять «только» 12 млрд долларов.
«Большинство кредиторов уже выразило готовность принять предложение России», -- говорилось в майском коммюнике Парижского клуба. Но не все согласны на главное условие Москвы: долги должны быть возвращены строго по номиналу. То есть на тех же условиях, на которых летом прошлого года Россия досрочно вернула клубу первые 15 млрд долл. из более чем 40-миллиардного советского долга.
В числе «большинства стран-кредиторов» нет Германии, которой Россия должна больше всего -- более 10 млрд долл. Германский минфин не желает получить досрочно эти миллиарды, и на это у него есть веские причины. Во-первых, именно Германия потеряет наибольшую сумму из-за прекращения выплат процентных платежей (согласно графику Россия должна завершить выплату долгов Парижскому клубу в 2025 году). Во-вторых, два года назад Германия выпустила собственные 5- и 10-летние облигации (получившие название Aries) на сумму около 6 млрд долл., привязав их погашение к оригинальному графику платежей по российскому долгу в рамках Парижского клуба. В случае досрочного погашения российской задолженности германский минфин должен был бы выкупить на рынке свои облигации, причем по высоким рыночным ценам. А выкуп по рыночным ценам при условии, что Россия погасит долг по номиналу, не имеет экономического смысла в сравнении с погашением по графику.
«Aries -- это немецкие обязательства. Если немцы согласятся принять наш долг, значит, примут. А вопрос Aries -- это вопрос бюджета Германии», -- заявил на днях в интервью Интерфаксу замминистра финансов Сергей Сторчак, который возглавляет российскую делегацию на сегодняшних переговорах в Париже.
Однако Aries для Германии не просто «вопрос бюджета», а реальная экономическая и политическая проблема. Газета Financial Times Deutschland, характеризуя ситуацию в преддверии заседания клуба, озаглавила вчера свою редакционную статью «Долги России -- театр бюджетного абсурда». Сделка по выпуску облигаций в привязке к российскому долгу, которую организовали бывшие руководители минфина ФРГ министр Ханс Айхель и его заместитель Кайо Кох-Везер, вызывает в Германии все больше критики. «Сама продажа российских долгов была для налогоплательщиков невыгодной с точки зрения долгосрочной перспективы. То, что она теперь становится даже препятствием на пути досрочного погашения долга, показывает, чего же стоит бюджетная политика, живущая одним днем», -- пишет Financial Times Deutschland.
Перед новым министром Пеером Штайнбрюком, таким образом, стоит задача исправить написанный предшественниками сценарий «бюджетного абсурда», и это, похоже, понимают в Москве. Алексей Кудрин и г-н Штайнбрюк на встрече в Санкт-Петербурге на прошлой неделе в рамках «финансовой восьмерки» договорились, что Германия точно примет по номиналу 1,3 млрд евро, а по сумме 6,8 млрд евро (нынешняя стоимость Aries) переговоры продолжатся.
«Теоретически Германия не против досрочного погашения, но только не в сегодняшней обстановке, -- говорит собеседник «Времени новостей» в финансовом ведомстве одной из стран G8, наблюдавший в Петербурге за переговорами. -- Берлин не готов нести потери, а Москва не намерена платить премию -- ни явную, ни в скрытом виде». Тем не менее, считает источник газеты, гг. Кудрин и Штайнбрюк могут найти решение, которое позволит России полностью расплатиться пусть не сейчас, но в ближайшие два-три года. Формально Берлин мог бы даже согласиться на полное погашение в объеме 22 млрд долл. в рамках клуба и продолжать переговоры на двусторонней основе, тем более что это соответствует практике клуба: его решения принимаются консенсусом и носят рамочный характер, а конкретные операции оформляются договоренностями должника с каждым из кредиторов. «Не стоит исключать, что в Париже так и договорятся. Но более логично было бы зафиксировать в решении клуба сумму в 12 млрд долл. Упоминание 22 млрд долл. дало бы ненужный сигнал для рынков, создав ожидание, что Германия или ее агенты уже готовы к выкупу Aries», -- считает источник «Времени новостей».
Михаил ВОРОБЬЕВ, Андрей ДЕНИСОВ