|
|
N°102, 15 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередь больше не занимать
Москва обновляет правила постановки на жилищный учет
Новые правила формирования пресловутой жилищной очереди в столице утвердила вчера Мосгордума. Депутаты приняли в третьем чтении внесенный мэром закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», определяющий, кто отныне сможет претендовать на муниципальные квартиры по социальному найму и на помощь города в приобретении квадратных метров в собственность.
Формально столичные парламентарии лишь приводили городское законодательство в соответствие с новым Жилищным кодексом, вступившим в силу в прошлом году. «Все льготы, которые были зафиксированы у граждан на 1 марта 2005 года, сохраняются, никакой перетряски существующей очереди не будет», -- заверил представлявший законопроект депутатам заместитель начальника департамента жилищной политики мэрии Николай Федосеев. И тем не менее бесквартирных москвичей все же ждет ряд существенных новшеств.
Главное из них -- отныне встать на учет смогут только малоимущие москвичи. Как и прежде, для того, чтобы добиться официального статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходимо доказать чиновникам наличие ценза оседлости в десять лет и подтвердить, что имеющаяся ныне жилплощадь составляет менее 10 метров на человека и не менялась в течение пяти лет. Но теперь придется доказывать и свой статус малоимущего -- таковыми по городскому законодательству признаются москвичи, чья «имущественная обеспеченность не позволяет решить жилищные проблемы самостоятельно».
Прошедшие все горнила жилищных комиссий горожане смогут оказаться в самом конце растянувшейся на много лет очереди на получение квартир по социальному найму, без права их последующей приватизации. Однако статус очередника открывает им доступ к привлекательным городским программам, предусматривающим оказание помощи в приобретении жилья с использованием субсидий или рассрочки платежа. Оппозиционеры в Мосгордуме, правда, пытались доказать, что эти программы мэрия сделала менее привлекательными, сократив, в частности, максимальный размер безвозмездной субсидии на приобретение жилья с 90 до 70% стоимости квартиры. Глава фракции «Объединенные демократы» Сергей Митрохин заявил вчера, что подобное новшество ухудшает положение малоимущих москвичей. Однако глава жилищного департамента Петр Сапрыкин с ним не согласился. По его словам, если субсидия превышает 70%, то городу дешевле предоставить очереднику бесплатное жилье, так как в этом случае бюджет оплачивает квартиру не по рыночной цене, а по себестоимости. В итоге законодатели не прислушались к аргументам оппозиции и отклонили поправки г-на Митрохина.
Но куда более серьезными могут оказаться претензии к новому закону со стороны прокуратуры, считающей, что мэрия ошибочно настаивает на том, чтобы ограничить доступ к жилищной очереди и программам социальной ипотеки жителям других регионов. Представители прокуратуры напоминали и вчера, что ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма тяжелобольным, детям-сиротам и обитателям расселяемых аварийных домов. И никакой «ценз оседлости» в ней не упоминается. Но такой подход не устраивает московских чиновников. «То есть любой, кто вчера приехал в город Москву, у которого может быть где-то еще две квартиры, но который не дай бог страдает тяжелым заболеванием, может вне очереди получить квартиру по договору социального найма? -- возмущался Николай Федосеев. -- Если принять позицию прокуратуры, то это приведет к тому, что завтра со всей России в Москву съедутся все тяжелобольные, все дети-сироты и все жители аварийных домов! Формально-то им нужно будет лишь приобрести полквадратного метра, прописаться и написать заявление: я требую предоставить мне жилье вне очереди».
Пока закон не подписан Юрием Лужковым, представители мэрии еще надеются найти общий язык с прокуратурой, где, настаивая на соблюдении буквы закона, все же признают, что это создаст серьезные проблемы для Москвы. Но г-н Федосеев не исключил и пессимистичного сценария, при котором департаменту жилищной политики придется отстаивать свою точку зрения в суде.
Александр ГУДКОВ