|
|
N°190, 16 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая метла
В Приморском крае опять начался передел собственности
Экономика «по Наздратенко» в Приморском крае, судя по всему, доживает последние дни. Главный деловой принцип Евгения Наздратенко -- «ни пяди приморской земли врагу», причем во «враги» записаны были не только иностранные инвесторы, но и крупные российские компании. Ни одна из них при Наздратенко не имела в регионе серьезного влияния. Теперь ситуация изменилась. В течение ближайших трех лет новая администрация Приморья планирует привлечь в край инвестиции в размере 100 млн долл. Из них 37 млн предполагается освоить в текущем году. Об этом заявил журналистам губернатор Сергей Дарькин после ста дней пребывания в новой должности.
Потенциальными инвесторами г-н Дарькин считает главным образом крупные российские компании. «Я разговариваю с инвесторами на одном языке, -- говорит Дарькин. -- После этого они либо уходят, если их не устраивают предложения, либо надолго остаются работать в крае».
Но появление новых игроков на приморском рынке капитала неизбежно означает очередной передел собственности в крае. В той или иной степени в нем участвуют и местные предприниматели, сколотившие капитал на торговле корейской гастрономией, и криминальные структуры, и крупнейшие финансово-промышленные группы страны. Из последних наиболее активны в скупке акций местных предприятий финансово-промышленные холдинги «Интеррос», «Альфа-Групп» и МДМ. Кроме того, в край буквально за последние несколько месяцев пришли и металлурги -- «Северсталь», и нефтяники -- ЮКОС и группа «Альянс», и даже пищевики -- группа Wimm-Bill-Dann (WBD).
Бегство кошельков
От предыдущего губернатора Сергей Дарькин получил жалкое наследство. Рыбодобывающий флот большей частью распродан в офшоры. Предприятия горнорудной отрасли, второй по значению в Приморье, находятся либо на грани, либо за гранью банкротства. Восстановление энергетики требует колоссальных вложений.
Доходная часть краевого бюджета в прошлом году была исполнена немногим более чем наполовину, а налоговые недоимки превышали 5 млрд руб. В последнее время край фактически жил на федеральные трансферты. Размер их в 2000 году превысил 2 млрд руб., что на 20% больше, чем планировалось.
В результате инвесторы, которые еще в середине 90-х годов выстраивались в очередь за перспективными проектами, стали шарахаться от Приморья как черт от ладана. Первым свернул свою деятельность во Владивостоке южнокорейский концерн Halla Business Group. Он отказался от участия в строительстве нового индустриального порта, стоимость которого оценивалась в 250 млн долл., а планируемый ежегодный грузооборот -- в 5 млн тонн. Затем японская Sumitomo Сorp. утратила интерес к вложениям в реконструкцию металлургического завода в Дальнегорске (50 млн долл.) и строительство электростанции в Находке (40 млн долл.). А ее проект возведения в бухте Чажма современного нефтегазового комплекса стоимостью миллиард долларов и вовсе остался на бумаге.
Вкладывать хотя бы доллар в регион, где инвесторам губернатор в присутствии милицейского начальства лично угрожал «маленькой комнатой с решетками на окнах», как это было с британским бизнесменом Эндрю Фоксом, мог только безумец.
Постепенно крупные иностранные инвесторы ликвидировали свои вложения в акции местных предприятий, и последние за редким исключением перешли в руки дружественных Наздратенко структур. Директора при этом, как правило, были заняты решением двух вопросов: сколько стоит протекция краевой власти и куда спрятать деньги на черный день.
И этот черный день наступил. Новая власть не только не отрицает грядущий передел собственности, но и доказывает его практическую необходимость. И спокойная жизнь в крае, похоже, заканчивается.
По живым мишеням
Сегодня в Приморье криминал оказывает существенное влияние на лесную промышленность (нелегальная вырубка и продажа на экспорт древесины), рыбную отрасль (контрабанда морских биоресурсов) и портовое хозяйство. Горнорудная промышленность находится в столь бедственном положении, что криминалитет ею не интересуется. Борьба за собственность в этой отрасли началась сразу же после окончания губернаторских выборов и продолжается до сих пор.
«В ближайшее время в Приморском крае ожидается дальнейший рост числа заказных убийств в связи с очередным переделом сфер влияния в преступной среде», -- заявил 10 октября и.о. начальника УВД Приморского края Виктор Гаврилов. Он еще не знал, что через несколько минут на автостоянке у популярного во Владивостоке отеля «Амурский залив» будет взорван вместе с хозяином автомобиль Toyota Land Cruiser, принадлежащий Евгению Киргинцеву, соучредителю десяти коммерческих фирм, в числе которых ночной клуб, охранное агентство и торговая сеть.
Ровно за неделю до покушения на Евгения Киргинцева во Владивостоке произошло другое заказное убийство. В пригороде краевого центра был застрелен директор санатория «Тихоокеанский» Михаил Бедак. В начале августа от пуль киллеров погибли судовладелец Анатолий Хромов и бизнесмен Александр Макаров.
По мнению представителей правоохранительных органов, начавшийся в столице Приморья отстрел предпринимателей так или иначе связан со сменой краевой власти. Например, убитый г-н Хромов пользовался протекцией одного из вице-губернаторов в администрации Наздратенко, что позволяло ему успешно избегать конфликтов с бандитами. Как только высокопоставленный покровитель лишился власти, криминальные проблемы судовладельца приобрели необратимый характер.
Очевидно, Анатолий Хромов был не единственным предпринимателем, находившим понимание в коридорах прежней краевой власти и теперь оставшимся без влиятельной защиты.
Впрочем, бандитские разборки в Приморье сегодня воспринимаются лишь как побочное явление нынешнего передела собственности, главную роль в котором играют не местные бандиты, а крупные компании федерального уровня. И вряд ли криминальное сообщество Приморья, существовавшее до последнего времени в тепличных условиях, сможет им что-либо противопоставить. Тем более что пережившие не одну войну с гангстерами корпорации предпочитают сегодня действовать не при помощи пистолетов и взрывчатки, а используя юридические и финансово-экономические схемы. В них же приморские гангстеры явно не сильны.
Федеральные ведомства уже ведут показательное наступление на криминал внутри стратегических предприятий, какими в Приморье являются порты. В частности, летом текущего года была окончательно аннулирована сделка с ценными бумагами Находкинского морского рыбного порта, в результате которой 38% акций предприятия сменили владельца всего за 6 тыс. долл. (рыночная стоимость этих бумаг составляла свыше 800 тыс. долл.). Расследование махинаций в НМРП проводила Федеральная служба безопасности РФ.
Ряд портов уже перешел под контроль крупных корпораций. Пока там затишье. Но, по мнению приморских правоохранительных органов, как только новые владельцы начнут наводить здесь порядок, без стрельбы не обойдется. Тем не менее в Приморье уверены: в ближайшие полгода криминальные структуры окажутся на обочине местного бизнеса. На их место придут корпорации.
Раз, два, три – продано!
Хотя Сергей Дарькин категорически отрицает наличие каких-либо обязательств перед финансово-промышленными структурами после своего избрания на пост губернатора, не секрет, что в свою предвыборную кампанию он вкладывал не только собственные деньги. Среди главных спонсоров победителя называют финансово-промышленные группы «Интеррос» и «Альфа». Именно они вместе с группой МДМ являются сегодня главными покупателями акций местных предприятий.
В августе группа МДМ приобрела 49% акций ОАО «Торговый порт Посьет», расположенного на юге Приморья и специализирующегося на перевалке твердого топлива. 30% его акций принадлежат входящим в группу экспедиторским компаниям «Лабрис» и «Ферротранс». Сделка состоялась после того, как группа МДМ завершила предварительный анализ состояния угольных месторождений в Приморском крае и выразила намерение купить наиболее рентабельные из них.
«Альфа-Групп» после приобретения 43,8% акций компании Golden Telecom за 110 млн долл. фактически стала владельцем крупнейшего в Приморье оператора сотовой связи -- «Примтелефон» (Golden Telecom принадлежит контрольный пакет акций). Кроме того, глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман проявил интерес к крупнейшему в России производителю свинцово-цинкового концентрата -- горно-металлургической компании «Дальполиметалл». Некоторое время назад «Альфа» вместе с инвестиционно-банковской группой «НИКойл» объявила о намерениях инвестировать 20 млн долл. в развитие на предприятии плавильного производства. А местные наблюдатели предполагают, что «Альфа» рассчитывает на получение 28% акций «Дальполиметалла».
Впрочем, двери в Приморье открылись не только для вышеупомянутых российских гигантов, но и для других крупных инвесторов. В сентябре этого года 20% акций ОАО «Порт Восточный», располагающего крупнейшим на Дальнем Востоке контейнерным терминалом и мощностями, которые рассчитаны на переработку 10 млн тонн угля в год, купила компания «Северсталь-Транс» (входит в группу «Северсталь»). Представители «Северсталь-Транса» выражали намерения увеличить этот пакет, когда (и если) на то будет получена соответствующая санкция территориального управления Министерства по антимонопольной политике.
На приморском рынке нефтепродуктов все более значительную роль играют НК «ЮКОС» и группа «Альянс». Первая из них представлена здесь своей «дочкой» -- «Торговый дом ЮКОС-М», а вторая владеет крупной компанией «Приморнефтепродукт».
Пищевая промышленность интересует группу Wimm-Bill-Dann. Она уже получила контроль над «Пивоиндустрией Приморья» и «Владивостокским молочным комбинатом» и создала сбытовую структуру -- «WBD Владивосток».
Видимой активности при скупке акций приморских компаний не проявляет пока только «Интеррос», но это вполне объяснимо. Группе Владимира Потанина принадлежит один из крупнейших в крае банк «Приморье», и через него экспансия в регион началась гораздо раньше. Уже несколько лет этот банк обслуживает бюджетные счета края. Кроме того, сегодня «Интеррос» в Приморье имеет пакеты акций в нескольких предприятиях рыбной промышленности и компаниях, занимающихся разработкой плохо разведанных полезных ископаемых. Остается добавить, что один из ключевых постов в банке «Приморье» до победы на выборах занимал именно Сергей Дарькин.
Но все это только начало процесса. Судя по слухам, что ходят в металлургических кругах, «Евразхолдинг» присматривается к приморскому углю, а одна из крупных российских авиакомпаний интересуется возможностью покупки «Дальавиа».
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток