Время новостей
     N°190, 16 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2001
Бомба, деньги и беженцы
Повестка дня переговоров с Пакистаном не меняется десятилетиями
Вчера в Исламабад на переговоры с президентом Первезом Мушаррафом прибыл госсекретарь США Колин Пауэлл. Пакистан -- страна, нарушающая договор о нераспространении ядерного оружия, не соблюдающая принципы демократии и способствовавшая своей политикой кризису в Афганистане, -- сейчас ключевой союзник Америки. Впрочем, не в первый раз. В начале 80-х, когда афганскую войну вел СССР, Вашингтон пошел на резкое сближение с Пакистаном, хотя претензий хватало и тогда. Газета «Время новостей» продолжает серию «ретрорепортажей», которую мы начали на прошлой неделе материалом нашего постоянного автора, корреспондента Русской службы «Би-би-си» в Нью-Йорке Владимира КОЗЛОВСКОГО о реакции США на советское вторжение в Афганистан. Сегодня -- репортаж «Би-би-си» о визите в Вашингтон в декабре 1982 года президента Пакистана Зия-уль-Хака. Прошло почти 19 лет, но проблемы неизменны.

«Визит пакистанского лидера Зия-уль-Хака вращался вокруг трех главных вопросов: ядерной бомбы, американской помощи и афганской проблемы. В 1978 году президент США Картер прекратил помощь Пакистану в связи с тем, что эта страна тайным образом приобрела технологию и сырье для производства ядерного оружия. Американские специалисты говорят, что Пакистан может сделать атомную бомбу в течение месяца. Хотя в США в общем-то признают, что атомное увлечение Пакистана было реакцией на взрыв индийского ядерного устройства, в Америке серьезно воспринимают проблему распространения ядерного оружия, и отношения на какое-то время совсем испортились. Их не улучшил разгром посольства США в Исламабаде, случившийся после иранской революции, когда в мусульманских странах вошло в моду громить американские представительства.

Все изменилось после вторжения советских войск в Афганистан в декабре 1979-го. Президент Картер предложил пакистанцам помощь в размере 400 миллионов долларов, те от такой пустяшной суммы возмущенно отказались, и теперь рейгановская администрация обещает уже 3,2 миллиарда. Пакистанский президент любит показывать гостям карту Азии, на которой большая красная стрела нацелена из южных районов СССР прямо к Персидскому заливу. Путь стреле преграждает теперь один Пакистан. «Мы стоим на переднем крае», -- говорит Зия. Почти никто из американских специалистов не ожидает советской военной экспедиции в Пакистан, но здесь считают, что СССР будет не прочь использовать любые признаки внутренней нестабильности в этой стране. Советское присутствие в Афганистане мало-помалу сделалось доминирующим фактором пакистанской внешней политики и привело к сближению с США. Оно же сделало Пакистан главным сторонником урегулирования афганского вопроса политическим путем -- под эгидой ООН. Наконец, советское вторжение заставило Пакистан искать более теплых отношений с Индией, которой пакистанцы в прошлом проиграли не одну войну, и приютить почти уже три миллиона афганских беженцев, присутствие которых чревато внутриполитическими потрясениями. Американские политики, сообщала на днях The New York Times, заинтересованы в том, чтобы Пакистан был стабильной неприсоединившейся страной, а не прямым союзником Америки. В числе прочего некоторая дистанция от США позволит Пакистану послужить источником умеренности в мусульманском мире. Отсюда щедрая программа помощи, в том числе и военной: США продают Пакистану 40 истребителей-бомбардировщиков F-16, из-за которых уже вышел небольшой скандал. Пакистанцы отказались принять первые шесть самолетов, поскольку на них не была установлена новейшая электроника типа той, что позволила израильтянам сбить минувшим летом около ста сирийских истребителей. Дело, впрочем, разрешилось, и электронику пакистанцы получат.

В Вашингтоне президент Зия рассказал, как, будучи на брежневских похоронах, около 45 минут беседовал с Андроповым и вынес впечатление, что СССР готов теперь проявить гибкость. Однако скоро вывести войска из Афганистана Андропов не обещал. «На данной стадии я не предвижу быстрого или легкого решения проблемы», -- сказал пакистанский президент, который заявил также, что с Бабраком Кармалем переговоров вести не собирается. «Я буду резок и прям, мы всегда заявляли, что не станем говорить с человеком, который приехал возглавлять афганский режим на советском танке», -- сказал генерал Зия.

После нынешнего визита отношения между Исламабадом и Вашингтоном сделаются более тесными, хотя впереди немало подводных камней. Например, американское правительство помнит, что от 50 до 70% потребляемого в США героина поступает из Пакистана. Генерал Зия уверяет, что борется с производством и вызовом наркотиков как может, и за последние годы количество производимого опиумного мака удалось уменьшить с 800 до 45 тонн в год. Пресса не устает напоминать о нарушениях прав человека в Пакистане, хотя американские официальные лица говорят, что в этом отношении он ведет себя лучше, чем многие другие страны с военными режимами, и что после прихода генерала Зия к власти пять с половиной лет назад в Пакистане установилась стабильность, которой он не видел за предыдущие 35 лет своего существования».

Радиостанция «Би-би-си», 10 декабря 1982 года

Владимир КОЗЛОВСКИЙ