|
|
N°102, 15 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Желтая гвардия
Всевеликое войско Донское приросло калмыками
Калмыцкие казаки вернулись в лоно самой большой казачьей организации России -- Всевеликого войска Донского. Прошедший в Элисте круг прибавил донскому казачеству 30 тыс. сабель и 70 станиц.
Как бы предваряя это событие, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов оказался "круче" даже известных своими экзотическими инициативами ростовских атаманов. Он вознамерился поставить в республике памятник белогвардейцу Лавру Корнилову, повергнув в шок профессиональных историков заявлением о калмыцких корнях казачьего генерала.
Впервые калмыки объединялись с донским казачеством больше 350 лет назад. И даже удостоились своими ратными подвигами отдельной -- желтой -- полосы на флаге Всевеликого войска Донского, который сегодня является официальным атрибутом Ростовской области. Долгое время синий цвет на донском триколоре означал самих казаков, красный -- русских, а желтый -- калмыков. Потом, правда, «калмыцкая» полоска стала символизировать все остальные народы, населяющие Дон, каких сегодня то ли 104, то ли 105.
Бытует легенда, что и известное всей Европе «ура» в русской армии появилось благодаря бесстрашным казакам-калмыкам, восхитившим Петра I в сражениях со шведами. Расчувствовавшийся Петр будто бы самолично распорядился сменить существовавший прежде в русской армии победный клич «виват» на «ура», производный от калмыцкого «уралан» («вперед»).
Впрочем, нынешние донские атаманы куда более прагматичны, чем сентиментальный российский император. Они целенаправленно пытаются сделать свою организацию максимально многочисленной, поскольку число в данном контексте синоним влиятельности. Неслучайно во время недавней переписи населения глава Всевеликого войска Донского, а теперь еще и верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья Виктор Водолацкий не скрывал, что будет признателен каждому, кто запишется казаком. Независимо от его вероисповедания и происхождения. Ибо в количестве сегодня сила казачества. Чем более многолюдно казачество, тем больше с ним считаются политики, тем охотнее бюджет и спонсоры тратятся на возрождение этого то ли общественного, то ли военизированного, то ли этнографического движения. Хотя споры по поводу того, кто такие казаки и можно ли их считать некой национальной, политической или социальной общностью, не утихают до сих пор.
По словам начальника управления пропаганды и идеологии Всевеликого войска Донского Владимира Воронина, вслед за калмыцкими казаками в состав самой большой казачьей организации России обещает влиться и Астраханский округ. Впрочем, у донских атаманов есть и куда менее реалистичные, зато громкие инициативы. Например, объединить Ростовскую область с Волгоградской -- чтобы двигаться по пути восстановления исторических границ войска Донского, которое некогда включало в себя в том числе некоторые районы украинских областей -- Донецкой и Луганской.
Однако теперь, с учетом калмыцкого пополнения, у донских атаманов появился серьезный конкурент по части экзотики. Конечно, весьма оригинально издавать приказы всем казакам иметь в семье более трех детей, а вместо азартных игр осваивать шахматы, раз уж Кирсан Илюмжинов -- президент ФИДЕ. Но если Виктор Водолацкий создает казачью Торгово-промышленную палату и в нынешнем июне обещает отметить шесть компаний памятными наградами за вклад в развитие и процветание Донского края, то главный калмык Кирсан Илюмжинов строит самый высокий в Европе буддийский храм и настаивает на том, что одна из самых ярких фигур Белого движения бежавший из Питера на Дон генерал Лавр Корнилов, так же как и Владимир Ленин, имеет калмыцкие корни. Мол, Лавр Корнилов -- не кто иной, как национальный герой калмыцкого народа Лоря Гильдинов (он же Дельдинов), уроженец станицы Иловайской, которая ныне граничит с Ростовской областью, но относится к Донецкому региону Украины.
В этом контексте самыми любопытными, безусловно, представляются размах и сенсационность совместных инициатив донских атаманов и Кирсана Илюмжинова.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону