|
|
N°101, 14 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виновных не осталось
Счет за гибель Ан-26 прокуратура выставила министру транспорта
Отдел Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), как вчера выяснилось, еще месяц назад прекратил уголовное дело по факту крушения самолета Ан-24 в районе поселка Варандей Ненецкого автономного округа 16 марта 2005 года. В результате той авиакатастрофы погибли 28 человек, еще 24 получили ранения. По версии следствия, причиной трагедии стали ошибочные действия командира экипажа Виктора Попова, и, поскольку он сам погиб, судить больше некого.
Но, прекратив дело, Генпрокуратура вместе с тем вынесла представление министру транспорта Игорю Левитину, в котором указала целый перечень подлежащих срочному исправлению недостатков, выявленных в ходе следствия в подотчетных ему организациях. Условиями, способствовавшими авиакатастрофе, названы многочисленные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, допущенные руководителями авиакомпании, аэродрома Варандей и ненадлежащее осуществление госконтроля за обеспечением безопасности полетов.
Трагедия, как считает следствие, стала результатом сразу нескольких ошибок и нарушений. Во-первых, командир Виктор Попов снизил высоту полета до 250 метров за 19 км до аэродрома, хотя по инструкции должен был сделать это лишь за 5 км. Не зная схемы захода на посадку, экипаж во главе с командиром пытался быстрее визуально зацепиться за взлетно-посадочную полосу. Незнание схемы захода на посадку уже само по себе достаточное основание для того, чтобы отменить вылет, но рейс все же состоялся. Во-вторых, диспетчер аэродрома Варандей, по данным следствия, разрешил визуальный заход на посадку по несуществующей схеме и снижение до высоты 250 м вне зоны визуального маневрирования, не видя самого воздушного судна. Тем самым диспетчер нарушил требования двух нормативных актов.
«Маркировочное оборудование аэродрома Варандей не соответствовало требованиям «Руководства по эксплуатации аэродромов гражданской авиации», -- говорится в представлении прокуратуры. В яркий солнечный день за полярным кругом, где все бело и нет никаких ориентиров, разглядеть посадочную полосу непросто, а при плохой разметке тем более. Подтвердив мнение экспертов, что экипаж просто прозевал момент, когда скорость самолета упала до критической и исправить ситуацию было уже невозможно, следователи тем не менее сняли вину с выжившего пилота-стажера Олега Мезенцева, сидевшего за вторым штурвалом погибшего лайнера. По мнению прокуратуры, при перерыве в летной практике в два года и с налетом в 14 с небольшим часов его вообще не должны были допустить за штурвал.
Единственным непосредственно виновным в трагедии прокуратура посчитала командира Ан-24 Виктора Попова, но поскольку он погиб, дело прекратили в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к ответственности. Для остальных, «неочевидных» виновников аварии прокуратура посчитала достаточным дисциплинарных мер. Так, прокуратура потребовала от г-на Левитина провести проверки в ООО «Региональные авиалинии», выпустившем в рейс пилота-стажера Мезенцева, в ООО «Авиакомпания «Трансавиа-Гарантия», отвечавшем за состояние маркирования посадочной полосы в аэропорту Варандей, в Западно-Сибирском управлении госавианадзора и Архангельском филиале управления воздушного транспорта.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ