Время новостей
     N°101, 14 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.06.2006
Упрощение без прощения
Депутаты и эксперты недовольны правительственным вариантом налоговой амнистии
Налоговая амнистия не будет распространяться на уголовные преступления и не будет носить прощенческий характер, выяснилось вчера на парламентских слушаниях по проблемам упрощенного порядка декларирования доходов. Как считают депутаты, освобожденные в рамках амнистии граждане не получат никаких гарантий от дальнейших преследований также и по административным, валютным, таможенным статьям. А свидетельства об уплате налога превратятся просто в «почетные грамоты».

«Закон коснется лишь тех, кто в 90-е годы работал в условиях неопределенного налогового законодательства, когда защита прав собственности была недостаточной, что вынуждало граждан утаивать свои доходы, -- заявил представитель Минфина Михаил Моторин. -- Лица, которые совершили уголовные преступления, не будут освобождены от ответственности, и мы не называем это налоговой амнистией, поскольку она не носит прощенческий характер». Если гражданин в течение девяти месяцев после вступления закона в силу заполнит декларацию и уплатит 13-процентный налог, он получит свидетельство о том, что в пределах указанной суммы ничего не должен государству, освобождается от штрафов, пени и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Происхождение и форму размещения легализуемого капитала указывать при этом не потребуется. «Это могут быть деньги на банковском счете, акции, облигации или имущество», -- подчеркнул г-н Моторин.

По мнению правительства, девятимесячный срок достаточен для того, чтобы граждане могли осознанно и взвешенно принять решение о легализации своих доходов. Растягивать «агитационную кампанию» на несколько лет в Минфине считают нецелесообразным, так как это может привести к «размыванию» воздействия. Внося законопроект, правительство рассчитывало, что он вступит в силу с 1 июля 2006 года, отметил глава департамента Минфина. Однако уже сейчас понятно, что начало амнистии значительно сместится, так как закон скорее всего будет принят Думой только осенью, подчеркнул Михаил Моторин.

Простота должна определить успех амнистии, считает чиновник Минфина. Однако другие выступающие поставили этот тезис под сомнение. Не очень понятно, в чем будет заключаться упрощение декларирования и какие гарантии получит налогоплательщик, непонятна правовая природа декларационного платежа, не станет ли «декларационное свидетельство» обычной почетной грамотой. Зато предельно подробно описано, как налогоплательщик будет направлять декларацию, отметил глава экспертного совета бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов. «Указано, что декларация «остается у налоговых органов», но не сказано, кто будет иметь к ней доступ», -- подчеркнул он. Если по налоговой амнистии плательщик не будет преследоваться в рамках налогового контроля, значит ли это, что на основании информации из декларации его не будут преследовать органы внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий, задался вопросом эксперт. Самая комичная норма законопроекта, по мнению г-на Орлова, фраза о том, что в случае непредставления декларации налоговые органы направляют письменные уведомления. Получается, что уведомить нужно 150 млн россиян.

Непонятно, насколько амнистия распространяется «вглубь», согласился заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям Павел Медведев. Если срок давности по налоговым правонарушениям три года, следовательно, закон написан для одного-единственного года, и под него подпадают только доходы 2003 года (2007-й минус три года плюс текущий), подсчитал он. На вопрос, будет ли налогоплательщик наказан по уголовным статьям, если в налоговом правонарушении обнаружится уголовный состав, г-н Моторин ответил так запутанно, что председательствующий на слушаниях депутат Андрей Макаров заметил: «Вот такое же растерянное лицо, как у Медведева, сегодня у всех россиян». Если исходить из того, что амнистия должна носить разовый характер, она просто не имеет права стать холостым выстрелом, как это может получиться по проекту закона, считает г-н Макаров. Но по мнению депутата, нынешний вариант не дает никакого понимания, как будет обеспечена неприкосновенность и анонимность информации.

"Вывезенные из страны капиталы амнистией не вернуть, причины их оттока не объясняются лишь действиями налоговых органов, так что экономический эффект от амнистии будет нулевой", -- считает представитель РСПП Сергей Беляков. А по мнению заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Владимира Мединского, эффектом от амнистии станет лишь появление на Митинском рынке новой пиратской базы данных и получение колоссальных доходов рекламщиками от проведения пиар-кампании.

Представитель Минфина на критику ответил довольно резко. "Вместо предложений я увидел только игры ума и недостойные адвокатские приемы насчет рассылки 150 млн напоминаний", -- сказал г-н Моторин. Вопрос об амнистии по уголовной ответственности он переадресовал самим депутатам, так как только Дума может ее объявлять. «Когда вы вместо искрометных фраз подадите прекрасно написанные поправки, тогда уже будет мой черед оттягиваться», -- пригрозил он депутатам. Правда, в таком случае россияне действительно рискуют не дождаться налоговой амнистии.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа