|
|
N°132, 25 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Экстремизм» -- не правовое понятие
Органы юстиции заканчивают первый этап ликвидации общественных объединений, которые не успели пройти перерегистрацию. Пока речь идет о «мертвых душах», то есть об организациях, фактически давно прекративших свое существование. На втором этапе Минюст будет пристально изучать уже деятельность перерегистрированных общественных организаций. С заместителем министра юстиции Евгением СИДОРЕНКО беседует наш корреспондент Филипп СТЕРКИН.
-- Евгений Николаевич, были ли уже случаи ликвидации организаций за их противоправную, в частности экстремистскую, деятельность?
-- Да, например, московское региональное общественно-политическое движение «Русское национальное единство».
-- Насколько известно, московское отделение РНЕ было ликвидировано не за экстремизм, а по формальным основаниям: за незаконное распространение газеты "Русский порядок", за проведение несанкционированных шествий, за вовлечение в свою организацию несовершеннолетних.
-- На самом деле при принятии решения о ликвидации судом учитывались все обстоятельства, как формальные, так и деятельность этой организации, хотя в решении это не нашло отражения. Понимаете, ведь «экстремизм» -- не правовое понятие.
-- И тем не менее есть же виды деятельности, за которые организацию можно закрыть, -- например, разжигание национальной, расовой розни.
-- Конечно, и случаи ликвидации на этом основании были. На уровне регионов. Но мы видим свою задачу в том, чтобы не допустить регистрации таких организаций. Так, Минюст отказал в регистрации общероссийскому движению РНЕ, «Коловрату», Национал-большевистской партии. К сожалению, мы не всегда четко обмениваемся информацией, поэтому случается, что организации подобного толка, например как в случае с РНЕ, получив отказ в Минюсте, регистрируются на уровне субъектов федерации. Дело осложняется еще и тем, что до сих пор не принят закон «О противодействии политическому экстремизму», который создал бы базу для борьбы с фашиствующими организациями.
Наконец, помимо понятия ликвидации необходимо ввести еще и понятие «запрет деятельности». Как можно ликвидировать организацию, которая функционирует без регистрации? Закон-то это ей разрешает. К тому же, ну, ликвидировали организацию как юридическое лицо, а она все равно может работать, разве что счет в банке открыть не имеет право. Кстати, такие объединения нам и не подконтрольны. Ими занимаются милиция, ФСБ, прокуратура.
-- Контролируете ли вы клубы футбольных фанатов? Матчи все чаще заканчиваются погромами, причем молодые люди, провоцирующие стычки с милицией, затем уходят с места битвы хорошо организованными колоннами.
-- Повторюсь, мы контролируем лишь те объединения, которые прошли регистрацию, например «Союз клубов любителей футбола» или «Российский фанклуб футбольной команды «Спартак Москва». Устраивающая побоища шпана к ним не имеет никакого отношения.
-- Так скольким зарегистрированным объединениям предстоит вскоре исчезнуть?
-- По состоянию на 14 сентября в России зарегистрировано 142 220 общественных объединений. По закону «Об общественных объединениях», принятому в 1995 году, все созданные до этого организации должны были привести в соответствие с ним свои учредительные документы и зарегистрировать изменения до 1 июля 1999 года. В противном случае -- ликвидация через суд. По заявлению территориальных органов юстиции исчезло более 1500 организаций.
-- Есть ли среди ликвидированных известные организации?
-- Немного, хотя и попадаются. Например, Благотворительный фонд Каспарова, Российская социально-либеральная партия, Фонд внешней политики, «Союз боксеров России».
Беседовал Филлип СТЕРКИН