|
|
N°190, 16 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возьмите хоть даром
Тирасполь предлагает России собственность
Приднестровье готово бесплатно передать контрольный пакет акций своих заводов российским предприятиям. Об этом заявил председатель Верховного совета региона Григорий Маракуца. При этом Тирасполь был бы не прочь, чтобы эти совместные предприятия работали по законам Российской Федерации. По словам приднестровского спикера, переговоры с партнерами в России уже ведутся. Правда, правовые основания подобных сделок не вполне понятны. Вправе ли самопровозглашенная республика, де-юре входящая в состав Молдавии, принимать подобные решения без ведома Кишинева? Тем не менее совместное приднестровско-российское предприятие уже существует: контрольный пакет Молдавского металлургического завода (ММЗ) приобрела компания «Итера». Деятельность СП базируется на местном законодательстве.
Официальный Кишинев стремится объединить страну и вывести ее из экономического ступора, а сделать это можно только с помощью приднестровского промышленного потенциала. На правом, молдавском берегу Днестра промышленность как таковая, кроме винодельческих и консервных заводов, перестала существовать лет пять назад. Основной бюджетообразующей «отраслью» Молдавии является таможня.
В Левобережье на 10% процентах молдавской территории находятся 150 доходных предприятий, 20 из них формируют региональный бюджет, 5 сертифицированы в ЕС и продают продукцию на Запад. Если бы все они стали платить налоги в молдавский бюджет, Кишинев смог бы обеспечить социальные выплаты, увеличение которых коммунистическая власть пока только декларирует. Более ощутимую прибыль принесла бы приватизация ликвидных приднестровских предприятий. Так что интерес Кишинева вполне объясним, как и желание Тирасполя противостоять этому интересу. В Приднестровье активизировали приватизационные процессы, с тем чтобы, во-первых, не дать Кишиневу распоряжаться региональной собственностью, во-вторых, сделать ее совместной с Россией. Если нам не позволят стать субъектом Российской Федерации, говорят в Тирасполе, то создав совместные предприятия, мы будем ближе к ней. Учитывая, что население Приднестровья буквально стоит в очереди за российским гражданством, может получиться, что в регионе будут работать фактически российские предприятия, на которых станут трудиться российские граждане.
Что же предлагает Приднестровье российским инвесторам и чем так желает завладеть Кишинев? Объединения Tirotex, «Одема» и еще несколько предприятий легкой промышленности выиграли международные тендеры и получили заказы на производство текстиля для Голландии, Великобритании, Германии, Франции. Местные обувщики обувают немцев. Приднестровский сталепрокат идет в США. В регионе также производят литейные электромашины, электродвигатели, кабель, автоприцепы, трубы и электроэнергию. Интересно, что знаменитый Тираспольский винно-коньячный завод KVINT, продукция которого отгружается как в Россию, так и на Запад, в список бюджетообразующих предприятий не входит.
Приднестровские заводы не имеют долгов -- непризнанной республике никто кредитов не давал. Хотя неоплаченные счета у региона есть -- за российский газ. В свете этого предложение о «дарственных акциях» прочитывается иначе: ими вполне можно рассчитаться за долги. Хотя цель всей затеи может быть совсем иной: «поделившись» с Россией своими предприятиями, рассчитывать на получение с помощью последней достойного политического статуса -- например, субъекта молдавской федерации.
Светлана ГАМОВА, Кишинев