Время новостей
     N°100, 09 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2006
Пошлины не летают
Минэкономразвития против облегчения ввоза импортных самолетов
Минэкономразвития выступает за сохранение действующих пошлин на ввоз практически всех типов иностранных самолетов. Об этом вчера заявила журналистам директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Галина Баландина. Лишь по самолетам бизнес-авиации (предназначенным в основном для чартерных перевозок VIP-пассажиров) МЭРТ согласно на двукратное снижение импортной пошлины (до 10%). Г-жа Баландина сообщила, что соответствующее предложение будет в ближайшее время внесено в правительство от имени министерства. Она подчеркнула, что даже это ограниченное послабление не нашло единодушной поддержки на последнем заседании межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, на котором оно рассматривалось. "Предложение будет внесено в правительство с разногласиями -- с тем, чтобы правительство само приняло окончательное решение", -- сказала г-жа Баландина. Что касается других типов самолетов, МЭРТ не готово поддержать идею освобождения их от импортных пошлин. "Это непростой вопрос, особенно в условиях, когда принимаются беспрецедентные меры поддержки отечественного авиапрома", -- сказала директор департамента. В то же время начальник службы планирования и развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Сергей Колтович на днях заявил, что его компания сможет позволить себе покупку новых дальнемагистральных самолетов лишь при условии отмены пошлин вместе с НДС. Крупнейшая авиакомпания страны и выступает главным лоббистом такой меры.

Послабление для бизнес-самолетов, даже если оно и будет одобрено правительством, не изменит общей картины. В настоящее время при ввозе магистральных и региональных самолетов импортного производства в Россию полагается уплатить 20-процентную пошлину и 18% налога на добавленную стоимость. После предполагаемого снижения пошлины до 10% совокупный платеж в бюджет для бизнес-самолетов все равно будет составлять чувствительные 28%. Впрочем, для этого класса авиации, используемого в значительной степени в представительских целях, цена вопроса имеет второстепенное значение. Дочерние авиакомпании российских сырьевых гигантов -- «Газпромавиа», контролируемый «Сургутнефтегазом» UTair -- свои небольшие парки бизнес-самолетов для перевозки первых лиц головной фирмы сформировали еще при действующем режиме налогообложения. Поэтому нет оснований ожидать, что после снижения пошлины ввоз этих дорогих машин в Россию резко возрастет.

Зато для коммерческих авиакомпаний ставка импортной пошлины на используемую ими авиатехнику имеет критическое значение. «Аэрофлот» может отказаться от приобретения более 20 дальнемагистральных самолетов общей стоимостью 3 млрд долл., если Россия не обнулит или радикально не снизит таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов, сказал журналистам г-н Колтович. В тендере авиакомпании участвуют Airbus и Boeing, которые предлагают разрабатываемые ими модели А350 и Boeing-787.

Отечественные авиастроители по понятным причинам имеют противоположную точку зрения. «Существуют самолеты, которые не производятся в России и не будут производиться в ближайшей перспективе, -- заявил вчера «Времени новостей» гендиректор лизинговой компании «Ильюшин Финанс», которая финансирует производство на Воронежском и Ульяновском авиационных заводах, Александр Рубцов. -- В отношении них пошлину можно снижать до неких разумных величин -- 5--10%. А дальнемагистральные, среднемагистральные, региональные лайнеры, которые производятся в России, необходимо защищать на период поэтапной интеграции в ВТО, то есть, семь--десять лет. Во всем мире сложилась практика переходного периода при вступлении в ВТО, и ее надо использовать по максимуму: создавать новые продукты, глобально конкурентоспособные, и только после этого открывать свои рынки».

Михаил КУКУШКИН